Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 10.10.2006 N КА-А40/9747-06 по делу N А40-23650/06-149-167 Суд правомерно прекратил производство по делу о взыскании штрафа за нарушение установленного срока предъявления расчетной ведомости в орган Фонда социального страхования РФ, т.к. в соответствии с действующим законодательством РФ взыскание штрафа должно производиться во внесудебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 октября 2006 г. Дело N КА-А40/9747-06“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Туболец И.В., судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю., рассмотрев 05 октября 2006 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 16) - заявителя - на определение от 15.06.06 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Лукашовой О.В., по делу N А40-13650/06-149-167 по заявлению Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 16) - о взыскании
с Общества с ограниченной ответственностью “МЭКСИЛАЙН“ штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 16 (далее - отделение Фонда) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью “МЭКСИЛАЙН“ (далее - Общество) 1000 руб. штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам названного Фонда за 3 квартал 2005 года.

Определением названного арбитражного суда от 15.06.06 производство по делу прекращено.

В апелляционном порядке законность этого судебного акта не проверялась.

Не согласившись с принятым по делу определением, Управление Фонда подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное. При этом сослалось на то, что взыскание штрафа производится на основании решения от 28.11.05, вынесенного до вступления в силу Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“. В связи с чем, по мнению отделения Фонда, штраф подлежал взысканию в судебном порядке.

Отзыв на жалобу не поступил.

В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства по жалобе уведомлены телефонограммой.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу определения суда первой инстанции.

Заявленное по делу требование касается взыскания с Общества 1000 руб. штрафа за несвоевременное представление отчетности по средствам ФСС России, предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N
125-ФЗ (с изменениями) “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции сослался на то, что с 01.01.06 взыскание со страховщика - юридического лица штрафа в сумме до 50000 руб. производится во внесудебном порядке.

Вывод суда является правильным.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 N 105, а не пункт 5.

В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.06 N 105 “О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.06.

Принятым Федеральным законом от 04.11.05 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ в главу 15 НК РФ внесено ряд изменений. В частности, на основании п. 9 ст. 1 названного Федерального
закона указанная глава Кодекса дополнена ст. 103.1, которой предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, составляет 50000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего решения судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

С заявлением о взыскании штрафа в сумме 1000 руб. отделение Фонда обратилось в суд в марте 2006 года.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 Информационного письма от 20.02.06 N 105 “О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ разъяснил, что при обращении в арбитражные суды после 31.12.05 с заявлениями о взыскании санкций, которые в соответствии с законом взыскиваются соответствующими органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае принятия к производству заявления о взыскании штрафа, который подлежит взысканию во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным определение суда
первой инстанции о прекращении производства по делу в связи с тем, что данный спор с 01.01.06 рассматривается во внесудебном порядке.

Ссылка в жалобе на то, что решение о взыскании штрафа вынесено 24.11.05, т.е. до вступления в силу изменений, отклоняется.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 30 “О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций“ ст. 103.1, п. 7 ст. 114 НК РФ не содержит отсылки к ст. 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций, положения п. 3 ст. 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяются.

Поэтому штраф, наложенный решением отделения Фонда до 31.12.05 и не взысканный до указанной даты, с 01.01.06 подлежит взысканию во внесудебном порядке.

Предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованного по делу определения суд кассационной инстанции не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.06 по делу N А40-23650/06-149-167 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.