Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2006 N КА-А40/9062-06-П по делу N А40/27593/05-130-216 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта антимонопольного органа, касающегося включения юридического лица в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более тридцати пяти процентов, т.к. оспариваемый акт является правильным и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 сентября 2006 г. Дело N КА-А40/9062-06-П“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Летягиной В.А., судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В., при участии в заседании от заявителя: Б. - дов. от 12.01.06, П. - дов. от 10.01.2006; от ответчика: С. - дов. от 10.01.06, рассмотрев 25 сентября 2006 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Московский коксогазовый завод“ на решение от 17.04.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Кононовой И.В., на постановление от 21 июля 2006 г. N 09АП-6389/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое
Свиридовым В.А., Демидовой О.В., Захаровым С.Л., по заявлению ОАО “Московский коксогазовый завод“ о признании недействительным решения к Управлению ФАС России по г. Москве и Московской области, ЗАО “Славнефть-Центрнефтепродукт“,

УСТАНОВИЛ:

приказом Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по г. Москве и Московской области от 15 июня 2004 г. N 183, ОАО “Московский коксогазовый завод“ (далее - ОАО “Москокс“) включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (услуги по перевозке грузов на подъездных путях предприятий) более 35 процентов.

ОАО “Москокс“ оспорило данный приказ в судебном порядке. Дело суда Московского региона рассматривалось неоднократно.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 апреля 2006 г., оставленным без изменения постановлением от 21 июля 2006 г. N 09АП-6389/06-АК по делу N А40-27593/05-130-216 в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Московский коксогазовый завод“ ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению лица, подавшего жалобу, суд неправильно применил Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а также “Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%“, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.02.96 N 154. В этой связи суд не исследовал вопроса о правильности определения антимонопольным органом границ товарного рынка. В то же время обжалуемым приказом границы товарного рынка определены неправильно, не проведен анализ товарного рынка.

В заседании кассационной инстанции представители ОАО “Москокс“ поддержали доводы жалобы.

Представитель Управления антимонопольного органа по г. Москве и Московской области возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, их
доводы и соображения, проверив материалы дела и в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального законодательства, не находит оснований для отмены судебных актов.

При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ антимонопольному органу предоставлено право формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%.

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ товарный рынок определен как сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Экспертной комиссией антимонопольного органа установлено, что ОАО “Москокс“ является владельцем участка железнодорожного пути необщего пользования от станции “Обменная“ до станции “Заводская“. Альтернативного железнодорожного пути для перевозки нефти и ГСМ не существует. Кроме того, сливная эстакада нефтебазы оборудована установкой слива-налива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, а возможность слива нефтепродуктов из автомобильного транспорта не предусмотрена и технически невозможна.

ОАО “Москокс“ имеет собственный подъездной железнодорожный путь общей протяженностью 50 км, примыкающий к станции Бирюлево, в том числе участок подъездного пути протяженностью 15 км для обеспечения подачи и уборки вагонов для контрагентов.

Согласно Уставу железнодорожного транспорта договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу или уборку вагонов могут быть заключены только при согласии владельца пути, которым является завод.

В связи с тем, что завод своего согласия на использование пути не давал, то по обращению заявителя
антимонопольный орган включил его в реестр монополистов, при этом правомерно исходил из того, что границы рынка услуг рассматривались в пределах железнодорожного пути, на котором завод занимает исключительное положение.

Соответствует установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам вывод суда о том, что завод являясь собственником участка железнодорожного пути, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия по перевозке грузов на данном участке железнодорожного пути и затруднить доступ на него другим хозяйствующим субъектам.

При разрешении дела об оспаривании решения антимонопольного органа о включении ОАО “Москокс“ в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, суд установил правильность определения антимонопольным органом границ товарного рынка, поскольку доля ОАО “Москокс“ на товарном рынке в границах данного участка составляет 55%.

Так, в соответствии с оспариваемым приказом географические границы товарного рынка определены от станции “Обменная“ до станции “Заводская“ Московской железной дороги.

Обоснованным является вывод суда о том, что границы товарного рынка определены антимонопольным органом правильно, а также установлено исключительно положение заявителя, поэтому он подлежит включению в реестр монополистов в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из обстоятельств дела, железнодорожный путь от станции “Обменная“ до ст. “Заводская“ находится в собственности ОАО “Москокс“, оно имеет возможность влиять и диктовать условия на рынке услуг по перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортным.

Неосновательным является довод жалобы, что потребитель имеет возможность приобрести транспортные услуги как на ж/дорожном транспорте, так и на автомобильном, поскольку отсутствует техническая возможность по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом из-за большого их количества и отсутствием устройств по наливу топлива.

В связи с изложенным, приказ антимонопольного органа о включении ОАО “Москокс“ в реестр хозяйствующих субъектов,
имеющих долю на рынке услуг более 35% является правильным, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 апреля 2006 г. по делу N А40-27593/05-130-216 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2006 года N 09АП-6389/06-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО “Московский коксогазовый завод“ - без удовлетворения.