Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2006, 13.02.2006 N КА-А40/380-06 по делу N А40-23708/05-75-208 Дело о признании недействительным ненормативного акта налогового органа о привлечении к ответственности за неполную уплату НДС передано на новое рассмотрение, т.к. судом не проверен довод налогового органа о недобросовестности налогоплательщика, применившего налоговые вычеты по указанному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

20 февраля 2006 г. - изготовлено Дело N КА-А40/380-06резолютивная часть объявлена 13 февраля 2006 г. “

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Русаковой О.И., судей Власенко Л.В., Егоровой Т.А., при участии в заседании от истца: ЗАО “Союзтрансмонтаж“ (Б. - доверенность от 26.04.2005, М. - генеральный директор, приказ от 18.05.2005 N 4-05); от ответчика: Инспекция ФНС РФ N 8 (С. - доверенность от 29.12.2005 N 02/3375, ст. госналогинспектор, уд. N 008360); от третьего лица: не участвует, рассмотрев 13.02.2006 в судебном заседании кассационную
жалобу Инспекции ФНС РФ N 8 по г. Москве, налогового органа, на решение от 06.07.2005 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Даугул О.А., на постановление от 25.10.2005 N 09АП-10007/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Крекотневым С.Н., Кольцовой Н.Н., Павлючуком В.В., по заявлению ЗАО “Союзтрансмонтаж“ о признании недействительным решения налогового органа и об обязании возместить НДС к Инспекции ФНС РФ N 8 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО “Союзтрансмонтаж“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС РФ N 8 по г. Москве (далее - Инспекция) от 31.03.2005 N 1/19 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“. Общество также просило обязать Инспекцию возместить заявителю из бюджета путем возврата НДС в сумме 13118552 руб. по налоговым декларациям за июль и ноябрь 2004 года.

Решением от 06 июля 2005 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2005 года, решение Инспекции признано незаконным, как не соответствующее требованиям ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебные инстанции пришли к выводу о наличии у заявителя права на вычеты и возмещение НДС в указанном размере.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, просит отменить судебные акты, указывает на неправомерный отказ суда в удовлетворении ходатайства налогового органа о приобщении к материалам дела товарораспорядительных документов, железнодорожных накладных, спецификаций к ним,
технических паспортов, которые, по мнению налогового органа, имеют существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

В отзыве на кассационную жалобу Общество ссылается на правильное применение судом ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации и соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Отзыв соответствует требованиям ст. 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приобщен к материалам дела.

Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в связи с неполным исследованием всех юридически значимых обстоятельств по делу.

Из материалов дела усматривается, что решение Инспекции от 31.03.2005 N 1/19 принято по результатам камеральной проверки Общества в связи с представлением налогоплательщиком в Инспекцию налоговой декларации по НДС за июль и за ноябрь 2004 года и пакета документов в обоснование права на применение налоговых вычетов в размере 13118552 руб.

Инспекция, ссылаясь в решении на несоответствие представленных Обществом счетов-фактур требованиям ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и на результаты встречных налоговых проверок, отказала Обществу в возмещении из бюджета НДС, уплаченного поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) за июль 2004 г. в размере 6286931 руб. и за ноябрь 2004 г. в размере 6831621 руб. Налоговый орган также указывает на то, что источником оплаты в адрес ЗАО “Союзтрансмонтаж“ являются средства, полученные от погашения векселей, ставит под сомнение реальное движение товаров, ссылается на тот факт, что ЗАО “Союзтрансмонтаж“ не является поставщиком продукции для грузополучателей; продукция напрямую поставляется от первого поставщика - ОАО “Трубодеталь“. В кассационной жалобе Инспекция приводит
доводы, изложенные в оспариваемом решении, ссылаясь на недобросовестные действия налогоплательщика, поскольку, по мнению налогового органа, реализация товара направлена не на конкретную хозяйственную цель и получение прибыли, а совершены в целях содействия заявителю в незаконном возмещении из бюджета налога.

Обосновывая вывод о признании недействительным решения Инспекции и праве заявителя на возмещение из бюджета НДС в сумме 13118552 руб., судебные инстанции исходили из документального обоснования права Обществом на возмещение НДС и представленного пакета документа в соответствии с требованиями ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем заявленное в ходе судебного разбирательства налоговым органом ходатайство о приобщении к материалам дела товарораспорядительных документов, железнодорожных накладных, спецификаций к ним, технических паспортов суд посчитал необоснованным и отказал в его удовлетворении.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционных инстанций недостаточно обоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации для перепродажи или для осуществления иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

В силу статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия этих товаров на учет при наличии соответствующих первичных документов.

Вышеназванные нормы предусматривают налоговый вычет по реальным хозяйственным операциям с реальными товарами. Право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, проводить встречные и выездные проверки предоставлено налоговым органам Законом
Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ (действует с последующими изменениями и дополнениями) и статьями 89 и 93 Кодекса.

В ходе камеральной проверки Общества Инспекция выявила нарушения, выразившиеся в несоответствии номенклатуры товаров, указанных в представленных спецификациях и в других первичных документах: его наименования, при указании грузополучателей, мест получения груза. При этом Инспекция ссылалась в оспариваемом решении на результаты встречной налоговой проверки основного покупателя Общества - ООО “Газтехдеталь“, согласно которым последним неполно отражен НДС по приобретенным товарам, отсутствует зачисление денежных средств на его счет от грузополучателей.

В материалах дела имеется мотивированное заключение N 7480/19 от 11.04.05 (т. III, л. д. 93 - 97), принятое на основании материалов проверки по вопросу правомерности применения налоговых вычетов по НДС при возмещении по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в сумме 6286931 руб. за июль 2004 г. и в сумме 6831621 руб. за ноябрь 2004 г., проведенной в период с 31.12.2004 по 31.03.2005 на основе декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2004 г., ноябрь 2004 г.

Инспекция ссылается на полученные ответы на запросы налогового органа из УВД Тверской области, Нижегородской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области относительно финансово-хозяйственных отношений с ООО “Газтехдеталь“, ЗАО “Союзтрансмонтаж“, ОАО “Трубодеталь“, в результате которых установлено отсутствие хозяйственных связей грузополучателей (ОАО “Газпром“, ООО “Ноябрьскгаздобыча“, ОАО “Газпром“, ООО Лентрансгаз, ОАО Ленгазспецстрой, ОАО “Газпром“ “Волготрансгаз“, ОАО “Газпром“, ООО “Лентрансгаз“ филиал, Торжокское линейное производственное правление магистральных газопроводов) с названными организациями.

Право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения
им фактов уплаты суммы указанного налога и подтверждения условий, определенных Налоговым кодексом РФ.

Поскольку одним из условий возмещения из бюджета суммы налога на добавленную стоимость является подтверждение спорных операций, налогоплательщик, претендующий на такое возмещение, обязан доказать обстоятельства хозяйственных операций. При этом представленные документы должны содержать достоверную информацию, а налогоплательщик, обратившийся за возмещением, должен быть добросовестным.

В нарушение ч. 4 ст. 170 и п. 12 ч. 2 ст. 271 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылался налоговый орган, связанные с приобретением и поставкой товаров, по которому заявлены вычеты, судом не проверялись и документы, обосновывающие правовую позицию налогового органа в рамках заявленного довода о недобросовестности налогоплательщика, судом не оценивались.

При таких обстоятельствах обжалованные судебные акты не отвечают требованиям законности и обоснованности и подлежат отмене, а дело в связи с необходимостью проверки вышеназванных юридически значимых фактов - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы для проверки и исследования обстоятельств, связанных с возмещением заявителю из бюджета НДС в сумме 13118552 руб., с учетом проверки доводов налогового органа о недобросовестности налогоплательщика.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.07.2005 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 25.10.2005 N 09АП-10007/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-23708/05-75-208 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.