Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 11.01.2006, 27.12.2005 N КА-А40/13044-05 Суд правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, т.к. налоговый орган не уполномочен на взыскание пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

11 января 2006 г. - изготовлено Дело N КА-А40/13044-05резолютивная часть объявлена 27 декабря 2005 г. “

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Агапова М.Р., судей Борзыкина М.В. и Туболец И.В., при участии в заседании от заявителя: ТСЖ “На прудах“ (К. по доверенности от 26.12.2005); от ответчика: ИФНС России N 43 по г. Москве (С. по доверенности от 29.12.2004 N 8), рассмотрев 27 декабря 2005 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ИФНС России N 43 по г. Москве - на
решение от 19 августа 2005 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Михайловой О.Р., по делу N А40-29282/05-4-151 по заявлению ТСЖ “На прудах“ о признании частично недействительным решения к ИФНС России N 43 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья “На прудах“ (далее - ТСЖ “На прудах“) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным пункта 2.1 решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 43 по г. Москве (далее - ИФНС России N 43 по г. Москве) от 30 марта 2005 года N 02-03/46 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 августа 2005 г. заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИФНС России N 43 по г. Москве просит решение отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований ТСЖ “На прудах“ отказать. Ответчик указывает, что при проверке правильности применения налогоплательщиком сумм налогового вычета в 2002 г. на основании абзаца 4 части 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса РФ) установлено, что сумма заявленного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса, что признается Налоговым кодексом РФ занижением сумм налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. На сумму несвоевременно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ подлежат начислению пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет.

ИФНС России N 43 по г. Москве также указывает, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации“ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ “На прудах“ возражает против удовлетворения жалобы и просит оставить законно и обоснованно принятое решение без изменения.

В судебном заседании представитель ИФНС России N 43 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ТСЖ “На прудах“ возражал против ее удовлетворения.

Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

ТСЖ “На прудах“ обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным пункта 2.1 решения N 02-03/46 от 30 марта 2005 г. Данным решением заявителю за нарушение статьи 243 Налогового кодекса РФ, которое состояло в несвоевременном (неполном) перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, были начислены пени по единому социальному налогу в размере 19827 руб. 80 коп.

Как правильно было установлено судом первой инстанции, в 2002 году был начислен единый социальный налог в размере 147649 рублей, в том числе в федеральный бюджет 73825 рублей и взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 73824 рублей.

ИФНС России N 43 по г. Москве по результатам выездной налоговой проверки установила неполное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (акт N 02-03/34 от 28 февраля 2005 г.). Ответчик полагал, что тем самым заявитель неправильно применил налоговый вычет, поскольку сумма заявленного налогового вычета превышала сумму фактически уплаченного страхового взноса. ИФНС России N 43 по г. Москве установила занижение сумм налога (абзац 4
части 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ), подлежащего уплате в федеральный бюджет, и оспариваемым решением начислила на эту сумму пени (статья 75 Налогового кодекса РФ).

Суд первой инстанции правильно указал, что обстоятельства правонарушения ИФНС России N 43 по г. Москве были установлены неправильно. Фактически при перечислении взноса в Пенсионный фонд РФ (налогового вычета) в платежных поручениях N 79, 95, 11, 125, 137, 146, 161, 185, 196, 79 на сумму 55195 рублей был указан номер КБК для зачисления единого социального налога в доход федерального бюджета. Таким образом, перед федеральным бюджетом образовалась переплата, а не недоимка, как указывает ИФНС России N 43 по г. Москве. Поэтому оснований для начисления пени по единому социальному налогу не имеется.

Что касается взносов на обязательное пенсионное страхование, то в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию, страховые взносы не относятся к налогам или сборам.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователем определяются статьей 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. Условия и порядок расчета пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ установлены статьей 26 того же Закона.

Контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие
наличие указанной задолженности, налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда РФ, который обеспечивает взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в установленном порядке. Таким образом, налоговый орган не уполномочен на взыскание пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, обосновано пришел к выводу, что поскольку обстоятельства правонарушения в нарушении требований статьи 101 Налогового кодекса РФ установлены и изложены в оспариваемом решении неверно, то ИФНС России N 43 по г. Москве приняло неправильное решение.

Выводы арбитражного суда сделаны на основании полного, объективного и всестороннего исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права не имеется.

Поэтому доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не являются основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 августа 2005 г. по делу N А40-29282/05-4-151 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.