Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 N 17АП-2955/2006-АК по делу N А50-17935/2006-А11 Передача электроэнергии потребителям по завышенным тарифам является основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку нарушает порядок ценообразования.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 14 декабря 2006 г. Дело N 17АП-2955/2006-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермской области от 10.11.2006 по делу N А50-17935/2006-А11 по заявлению открытого акционерного общества к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением об оспаривании постановления от 09.10.2006 о наложении штрафа по делу N 384-06-АДМ об административном правонарушении, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому
краю (далее - управление), в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 10.11.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Представители управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, ссылаются на обязательность утверждения тарифов для общества.

Общество отзыв на жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения, представителей в судебное заседание не направило.

Изучив материалы дела, заслушав представителей управления, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РСФСР от 22.03.1991 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ имеет номер 948-1, а не 948-11.

Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения дела, возбужденного 12.09.2006 по заявлению закрытого акционерного общества по признакам нарушения обществом п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-11 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, 09.10.2006 управлением вынесено решение N 4141-06, которым признан факт нарушения, выразившийся в нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования.

На основании указанного решения выдано предписание от 09.10.2006 N 4142-06 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер для утверждения тарифа на передачу электрической энергии в Региональной
энергетической комиссии Пермской области.

Данные акты обществом не оспаривались.

28.09.2006 уполномоченным лицом управления в отношении общества был составлен протокол N 384-06-адм, и 09.10.2006 вынесено постановление о наложении штрафа по делу N 384-06-АДМ об административном правонарушении, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением по настоящему делу в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствии обстоятельств для привлечения общества к административной ответственности.

При принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 20 Федерального закона N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в течение переходного периода реформирования электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, настоящим Федеральным законом, законодательством о естественных монополиях, иными федеральными законами; в течение переходного периода реформирования электроэнергетики нормы настоящего Федерального закона применяются к отношениям по государственному регулированию цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в той части, в которой они не урегулированы законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.

На основании ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, цены на продукцию (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, которые на день вступления в силу Федерального закона “Об электроэнергетике“ совмещают указанные виды деятельности, подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с названной нормой, а также Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (ст. 11, 12), Федеральным законом “Об электроэнергетике“ (п. 3 ст. 20, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 26, ст. 27) тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются соответствующими региональными энергетическими комиссиями в пределах установленных Федеральной энергетической комиссией России предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии.

Согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, цены на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются региональными энергетическими комиссиями индивидуально для каждого субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность. При этом цена на услуги этого субъекта устанавливается в соответствии с его экономически обоснованными расходами на оказание таких услуг, а также экономически обоснованной инвестиционной доходностью от такой деятельности.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14.04.2002 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 1
Закона под тарифами на электрическую и тепловую энергию понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). На основании статьи 2 Закона государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является в силу статьи 4 данного Закона осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.

В соответствии со ст. 2 данного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями.

Согласно Указу Президента РФ от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного
регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

Статьей 14.6 КоАП РФ установлено, что завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобное), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобное), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Материалами дела подтверждается, что 24.05.2006 обществом был заключен договор оказания услуг N 41 с ЗАО сроком действия на 1 год, в соответствии с которым осуществлялась поставка электроэнергии, при этом в условия договора была включена оплата за услуги по предоставлению в пользование электрических сетей и электрооборудования, при этом тарифы на электрическую энергию и на передачу электрической энергии в установленном порядке утверждены не были.

Между тем, судом не учтено, что передача электроэнергии прочим потребителям по завышенным тарифам, в который включена оплата услуг по передаче электрической энергии неправомерна, поскольку в соответствии с действующим законодательством тариф на передачу электрической энергии должен быть утвержден Региональной энергетической комиссией.

Административным органом в рамках антимонопольного дела N 336-06-а установлено, что положение общества является доминирующим, а также признан факт нарушения с его стороны антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Как было указано выше, соответствующее решение управления не обжаловалось.

Таким образом, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что факт нарушения обществом порядка
ценообразования не доказан, следовательно, оно правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.6 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не соответствующим законодательству вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 211, 258, 266, 268, 269, ч. 1-2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 10.11.2006 по делу N А50-17935/2006-А11 отменить.

В удовлетворении заявленных ОАО требований о признании незаконным и отмене постановления N 384-06-адм от 09.10.2006, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, о наложении штрафа отказать.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.