Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2006 N 17АП-1142/2006-ГК по делу N А50-9838/2006-Г3 Образовательное учреждение не несет ответственность за перерасход денежных средств на выплату пенсии обучавшемуся лицу, поскольку не является работодателем последнего.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 24 октября 2006 г. Дело N 17АП-1142/2006-ГК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу истца, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края, на решение Арбитражного суда Пермской области от 15 августа 2006 г. по делу N А50-9838/2006-Г3 по иску ГУ “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края“ к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования о взыскании излишне выплаченной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чайковском Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермской области
с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования о взыскании излишне выплаченной пенсии в сумме 2248 руб. 93 коп.

Обжалуемым решением от 15 августа 2006 г. в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв на апелляционную жалобу.

Апелляционный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке, установленном ст. 266 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Н., 1981 года рождения, являясь студентом Чайковского государственного института (далее - учебное заведение), в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ получал пенсию по случаю потери кормильца с 31.05.1996, что подтверждается справкой по пенсионному делу N 0210921 (л.д. 8). Как указывает истец, основанием для выплаты пенсии послужила справка учебного заведения от 26.09.2002, не представленная истцом в материалы дела.

Согласно выписке из приказа N 54-с/пп от 20.06.2004 (л.д. 12), Н. отчислен из учебного заведения в связи с его окончанием, в силу чего лишился права на получение данного вида пенсии. Однако получил в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре 2003 года пенсию по потере кормильца в сумме 4497 руб. 86 коп. (л.д. 6) в связи с отсутствием у истца сведений об отчислении его из учебного заведения. Утверждение истца о получении выписки из приказа N 54-с/пп лишь 20.09.2004 ответчиком не оспорено.

Комиссией Чайковского отдела пенсий 09.06.2005 принято
решение о взыскании с получателя пенсии и ответчика по 50% переплаченной суммы пенсии (л.д. 11).

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ от 17.12.2001 N 173-ФЗ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Согласно п. 2 ст. 25 ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вышеназванный Закон возлагает обязанность по извещению органов Пенсионного фонда об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии, на получателя пенсии и не возлагает такой обязанности на юридическое лицо.

Ответственность юридических и физических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии, предусмотрена п. 1 ст. 25 Закона РФ, при этом, согласно п. 3 указанной статьи Закона, обязанность возместить пенсионному органу ущерб, в случае невыполнения соответствующей обязанности и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии, возлагается на работодателя и пенсионера.

Таким образом, поскольку пенсионным законодательством не предусмотрена ответственность учебного заведения за несвоевременное извещение органов Пенсионного фонда об отчислении учащихся, получающих пенсии, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска.

Поскольку ущерб возник в связи с выплатой излишних сумм именно физическому лицу, возмещение ущерба должно производиться в первую очередь за счет получателя пенсии (ст. 1102 ГК РФ). Предусмотренная п. 1 ст. 25
Закона РФ ответственность юридического лица в виде возмещения ущерба в размере излишне выплаченных сумм пенсии является дополнительной по отношению к ответственности лица, фактически получившего суммы пенсии, и применяется только в случае невозможности удовлетворения требований за счет последнего.

Данный вывод соответствует позиции, отраженной в п. 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79.

Материалы дела не содержат доказательств невозможности удовлетворения требования органа ПФ РФ за счет лица, фактически получившего излишние суммы.

Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда от 15 августа 2006 г. по делу N А50-9838/2006-Г3 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.