Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2006, 18.10.2006 N 17АП-957/2006-ГК по делу N А71-2035/2006-Г16 Срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо, право которого нарушено, узнало об этом.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 13 октября 2006 г. Дело N 17АП-957/2006-ГК“

(извлечение)

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2006 г.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу МУ на решение от 31.07.2006 по делу N А71-2035/2006-Г16 Арбитражного суда Удмуртской Республики по иску МУ к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, Министерству финансов Удмуртской Республики, Управлению социальной защиты населения администрации г. Ижевска, Управлению финансов администрации г. Ижевска о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ и

УСТАНОВИЛ:

МУ
обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики о взыскании убытков с Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, Министерству финансов Удмуртской Республики, Управлению социальной защиты населения администрации г. Ижевска в сумме 12531155,05 рублей, образовавшихся за 2002-2004 гг.

Третьим лицом на стороне ответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики. В ходе рассмотрения дела истец уменьшил размер исковых требований до 12531154 руб. 69 коп.

Решением Арбитражного суда требования удовлетворены частично. С казны РФ - Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по Удмуртской Республике г. Ижевска - в пользу истца взыскано 9538898 руб. 74 коп. убытков за 2003-2004 гг. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, истец обжалует его в части отказа во взыскании убытков за 2002 год в сумме 2992255 руб. 95 коп.

Законность принятого решения проверена апелляционным судом в соответствии со ст. 266-268 АПК РФ, в обжалуемой части.

Арбитражный суд отказал во взыскании убытков за 2002 год в связи с тем, что истцом пропущен срок исковой давности.

В апелляционной жалобе истец просит решение изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, мотивируя тем, что срок давности им не пропущен. О нарушении своих прав и рекомендации обратиться в суд за их защитой он узнал из письма Управления финансов г. Ижевска от 19.01.2006 N 13-11/02, из которого усматривалось, что денежные средства на реализацию льгот, установленных Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ не выделялись, и ему рекомендовано обратиться в суд за возмещением убытков.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что она подлежит удовлетворению. Из материалов дела усматривается, что истец с
2002 года нес расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате за жилищные и коммунальные услуги в соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“. Согласно ст. 56 ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ предоставление и расходование средств на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Правительство РФ Постановлением от 22.05.2002 N 334 утвердило Правила предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“, срок действия которых продлен на 2003-2004 гг. Указанными Правилами расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на 2002 год.

Согласно ст. 37 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2002 N 74-РЗ “О бюджете Удмуртской Республики на 2003 год“ и ст. 35 Закона Удмуртской Республики от 29.12.2003 N 65-РЗ “О бюджете Удмуртской Республики на 2004 год“, средства, полученные из фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2003 году распределялись Министерством финансов Удмуртской Республики муниципальным образованиям, исходя из фактических расходов и численности указанных граждан на основании ежеквартальных отчетов.

Согласно п. 6 “Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией льгот за счет средств, передаваемых из фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет Удмуртской Республики“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.02.2002 N 173, средства субвенций во исполнение Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“
направляются на возмещение расходов по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги через соответствующие структурные подразделения органов местного самоуправления в Удмуртской Республике.

Истцом с целью осуществления расчетов в течение всего периода предоставления льгот с 2002 года в адрес Управления по социальной защите населения администрации г. Ижевска ежемесячно направлялись отчеты о предоставленных льготах населению, списки лиц, пользующихся льготами, и счета-фактуры. Кроме того, были направлены письма об урегулировании вопроса о возмещении указанных расходов в адрес мэра г. Ижевска, главы администрации г. Ижевска, начальника Управления финансов администрации г. Ижевска, Министерства финансов Удмуртской Республики, Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики. В соответствии с письмами Министерства социальной защиты Удмуртской Республики от 09.01.2003 N 41, Министерства финансов Удмуртской Республики от 05.02.2003 N 02-15, направленных в адрес истца, финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот согласно Закону от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, осуществляется через Управление финансов администрации г. Ижевска.

Ни в одном ответе в течение 2002-2005 гг. ни один из ответчиков не отказал истцу в его праве на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по указанному Закону. Из отзыва на иск Министерства финансов Удмуртской Республики (л.д. 37-39, т. 2) усматривается, что в 2003 г. в Удмуртскую Республику было передано в 2003 г. из федерального бюджета 5180000 рублей. В отчете Министерства финансов Удмуртской Республики о финансировании расходов, связанных с реализацией данного Закона, за 2003 г. отражено, что 3272800 рублей израсходовано в 2003 году непосредственно на компенсацию льгот за 2003 г., а 2331900 рублей израсходовано на погашение задолженности по финансированию указанного Закона за 1997, 1998, 1999, 2000, 2001
гг. При этом задолженность федерального бюджета на конец отчетного периода составляла 424600 тыс. руб., за прошлые периоды на конец отчетного года - 33400 тыс. руб.

Указанные данные подтверждаются пояснительной запиской к отчету по Удмуртской Республике за 2003 г. (л.д. 55, т. 2). Поскольку денежные средства на реализацию льгот выделялись не в полном объеме, Управлением финансов администрации г. Ижевска письмом от 19.01.2006 истцу было рекомендовано обратиться в суд о взыскании убытков.

Таким образом, истец был уведомлен о нарушении его прав, связанных с возмещением расходов в результате предоставления льгот по Закону РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В соответствии со ст. 200 ГК, срок давности следует исчислять с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В данном случае указанный срок следует исчислять с даты получения письма от 19.01.2006. Датой получения письма является 20.01.2006.

Суд не может принять во внимание доводы, указанные в отзыве на иск и на апелляционную жалобу ответчиков о том, что о нарушении своих прав истец узнал по окончании 2002 года, когда его расходы компенсированы не были.

В данном случае следует учитывать особый порядок возмещения указанных расходов, который окончательным сроком не определен. Отчеты о расходах истцом составляются ежемесячно. Отчет за декабрь 2002 г. представлен в управление соц. защиты 20 января 2003 года, а компенсации выплачиваются по итогам отчетных периодов значительно позже.

Таким образом, применение срока исковой давности по календарным годам является неправомерным. Кроме того, ответчики признавали задолженность по указанному Закону за 2002 год и в 2006 году. В частности, из ответа администрации г. Ижевска истцу от 29.05.2006 за N 01-14-3302 (л.д.
26, т. 2) усматривается, что с 2001 года Управление по социальной защите населения администрации г. Ижевска возмещает предприятиям и организациям города расходы от предоставления льгот гражданам г. Ижевска в соответствии с федеральными законами в пределах лимита бюджетных обязательств, выделенных на эти цели. Денежные средства, выделяемые на финансирование расходов в 2001-2004 гг., были меньше потребности, в связи с этим у предприятий образовалась задолженность. На 1 мая 2006 г. задолженность истцу составляет 54957681,42 руб., в том числе по Закону РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ за 2002-2004 гг. - 12531154,69 руб. В 2003 г. из муниципального бюджета была профинансирована задолженность в размере 370093 руб. Задолженность, принятая Министерством финансов Удмуртской Республики в размере 35458152,89 руб. будет оплачена при выделении денежных средств Министерством финансов Удмуртской Республики. 22.06.2006 подписан акт сверки о возмещении расходов от предоставления льгот в соответствии с Законом РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ между МУ и Управлением по социальной защите населения г. Ижевска, из которого усматривается, что в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета остались неоплаченные расходы от предоставления льгот реабилитированным гражданам на сумму 12531154,69 руб.

Таким образом, признавалась задолженность с учетом суммы 2992255,95 руб. (л.д. 20, т. 2). Указанная сумма отражена как признанная задолженность в информации по финансированию и задолженности федерального и республиканского бюджетов истцу на 1 мая 2006 г. (л.д. 25, т. 2). Управление сообщило истцу, что ими принята и подтверждена отчетность о предоставленных льготах за период с января 2002 г. по май 2003 г. на сумму 5464974,32 руб., в том числе: 2002 г. - 2992255,95 руб., 2003 г.
- 2472718,37 руб. (л.д. 16, т. 2).

Помимо этого, апелляционный суд учитывает, что о пропуске срока исковой давности заявлено только одним ответчиком - Министерством финансов Удмуртской Республики - за календарный период с 1 января по 31 декабря 2002 г. Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, который признан надлежащим ответчиком по делу и с которого взыскана задолженность, о пропуске срока не заявляло (л.д. 31-33, т. 2).

На основании изложенного решение арбитражного суда о применении срока исковой давности к календарному периоду за 2002 год и, соответственно, отказ в иске по указанным основаниям является неправомерным.

В данной части решение подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права в соответствии с п. 2 ст. 270 АПК РФ.

Учитывая, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, истцу следует выдать справку на возврат госпошлины по иску в сумме 74155 рублей 18 коп., по апелляционной жалобе - 1000 рублей.

Руководствуясь ст. 176, 266-268, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 июля 2006 года изменить. Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с казны Российской Федерации - Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по Удмуртской Республике г. Ижевска - в пользу МУ 12531154 руб. 69 коп. убытков.

Выдать справку на возврат госпошлины: по иску - 74155 руб. 18 коп., по апелляционной жалобе - 1000 рублей.