Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2006 N 17АП-913/06-АК по делу N А50-11315/2005-А17 Фермерское хозяйство зарегистрировано в качестве юридического лица и уплачивает страховые взносы как юридическое лицо, в связи с чем глава хозяйства не относится к индивидуальному предпринимателю и не обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 6 октября 2006 г. Дело N 17АП-913/06-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края на решение Арбитражного суда Пермской области от 04.08.2006 по делу N А50-11315/2005-А17 по заявлению главы фермерского хозяйства Я. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

глава фермерского хозяйства Я. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения УПФ РФ в г. Соликамске Пермского края N 636 от 19.05.2006 о взыскании недоимки по страховым
взносам, пеней с Я. в сумме 1863,36 рублей за 2005 год, мотивируя тем, что у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа, поскольку он не является индивидуальным предпринимателем.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 04.08.2006 признано недействительным решение УПФ РФ в г. Соликамске Пермского края N 636 от 19.05.2006 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней.

Не согласившись с вынесенным решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу отменить, ссылаясь на то, что Я., как глава фермерского хозяйства, является индивидуальным предпринимателем и, будучи страхователем, обязан был уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Соликамске Пермского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для принятия доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 29.03.2006 у Я. числилась недоимка по страховым взносам и пени за период - 2005 год, которая составляет 1863,36 рублей, в том числе страховая часть трудовой пенсии в размере 1200 рублей, начисленные на нее пени 24 рубля 24 копейки, накопительная часть трудовой пенсии 600 рублей, начисленные на нее пени 21 рубль 12 копеек (л.д. 11).

Неисполнение требования N 1116 от 29.03.2006 явилось основанием для вынесения решения Управлением
Пенсионного фонда в г. Соликамске Пермского края N 636 от 19.05.2006 о взыскании недоимки, пени в размере 1863 рубля 36 копеек с Я. (л.д. 10).

Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа предусмотрены статьей 28 ФЗ РФ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. Плательщиками такого платежа являются поименованные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Закона страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1, исчисление и уплата страховых взносов производится по каждому основанию.

В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации предприятия), согласно которому Я. является единственным учредителем фермерского хозяйства (л.д. 27), которое зарегистрировано в качестве юридического лица Постановлением администрации Соликамского района Пермской области N 273 от 29.07.1992. Данное юридическое лицо (фермерское хозяйство) поставлено на учет в налоговом органе (свидетельство от 25.04.2006, л.д. 28) и внесено МИ МНС РФ N 11 по Пермской области и КПАО в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 59 N 000996376 от 31.12.2002, решение о регистрации от 30.12.2002 N 775, л.д. 29-30). Фермерское хозяйство как юридическое лицо ежегодно представляет в налоговый орган декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, исполняя обязанности страхователя, производящего выплаты физическим лицам.

Положениями ст. 23 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ до введения в действие части 1 Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 (п. 3 ст. 23 Закона от 11.06.2006 N 74-ФЗ).

В силу того, что данный срок не наступил, а указанное фермерское хозяйство зарегистрировано в качестве юридического лица 29.07.1992 и уплачивает страховые взносы как юридическое лицо, глава хозяйства Я. не относится к индивидуальному предпринимателю и не обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Обратное приведет к двойному обложению страховыми взносами получаемого им дохода.

Идентификационный номер налогоплательщика, который указан в решении и требовании на имя Я., присвоен при постановке на учет в налоговом органе фермерскому хозяйству, являющемуся юридическим лицом.

В суд первой инстанции, в апелляционный суд управлением не было представлено доказательств того, что был изменен правовой статус фермерского хозяйства. Доводы ответчика о том, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств приравниваются к индивидуальным предпринимателям независимо от даты и формы создания крестьянского (фермерского) хозяйства, в силу чего обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, судом первой инстанции были отклонены как безосновательные, поскольку доказательства регистрации Я. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства суду не представлено.

Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено следующее.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя установлен статьей 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Статьей 3 Федерального закона N 76-ФЗ от 23.06.2006 “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц“ определен перечень документов, которые физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства.

В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В случае если бы Я. являлся индивидуальным предпринимателем, то доказательств перерегистрации его в соответствии с указанными требованиями Закона материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 4 августа 2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с момента изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Пермской области.