Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2006 N 17АП-202/06-ГК по делу N А60-3756/2006-С3 Убытки, причиненные истцу предоставлением льгот почетным донорам, подлежат возмещению в полном объеме.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 6 сентября 2006 г. Дело N 17АП-202/06-ГК“

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ на решение арбитражного суда от 21.06.2006 по делу N А60-3756/2006-С3, вынесенное Арбитражным судом Свердловской области, по исковому заявлению МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ к Министерству финансов Свердловской области о взыскании 581275 руб. 21 коп.,

УСТАНОВИЛ:

МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Министерства финансов Свердловской области убытков в сумме 581275 руб. 21 коп., причиненных бездействием государственных органов (т. 1, л.д.
6-7).

В ходе рассмотрения дела в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов РФ. Решением суда требования удовлетворены частично. С Министерства финансов Свердловской области в пользу истца взыскано 499100 руб. 80 коп. В иске к Министерству финансов РФ отказано (т. 3, л.д. 96-100).

Не согласившись с принятым решением, истец обжалует его по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.

Законность принятого решения проверена в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.

Из материалов дела усматривается.

МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“, ранее именуемое МУ “У“, согласно уставу является правопреемником реорганизованного муниципального учреждения “П“ и балансодержателем муниципального жилищного фонда. Истец обеспечивает предоставление коммунальных услуг населению жилищного фонда путем заключения договоров с различными поставщиками. Согласно указанным договорам истец производит их оплату в полном объеме за счет средств, собранных с населения, а также за счет дотаций на покрытие разницы в тарифах. При начислении платы за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Законом РФ от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ гражданам, награжденным знаком “Почетный донор России“, предоставлялась скидка в размере 50% от установленного размера оплаты услуг.

Таким образом, заказчик получал от населения денежные средства не в полном объеме, тогда как оплату по договорам производил полностью. Понесенные дополнительные расходы ему на 2004 год не компенсированы. Истец считает их убытками и просит взыскать с Министерства финансов Свердловской области, поскольку из федерального бюджета в бюджет области ежегодно выделялись субвенции на финансирование указанных расходов, однако ему затраченные средства не возвращены.

Обязанность по выплате компенсации за счет средств бюджета субъекта Федерации с последующим возмещением из федерального бюджета предусмотрена Постановлением Правительства от 20.08.2004 N 426, которое утвердило
“Правила предоставления и расходования субвенций, выделяемых из фонда компенсаций в 2004 г. на реализацию Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“.

В судебном заседании первой инстанции сумма иска в порядке ст. 49 АПК РФ уточнена. Убытки составили 588939 руб. 47 коп. В указанную сумму вошел налог на добавленную стоимость в размере 89838 руб. 14 коп. Он выделен в счетах-фактурах, предъявленных поставщиками, отдельной строкой. Таким образом, произведена реализация услуг, данные услуги являются объектом налогообложения в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и полностью оплачены заказчиком.

Суд первой инстанции отказал во взыскании убытков, возникших в связи с уплатой налога поставщикам за оказанные услуги. В остальной части исковые требования удовлетворил.

Истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение в части отказа во взыскании убытков в сумме 89838 руб. 14 коп. отменить, удовлетворить иск в полном объеме.

Ответчик с апелляционной жалобой не согласен, просит отменить решение в полном объеме и производство по делу прекратить по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.

Ответчик в судебном заседании апелляционной инстанции дополнительно пояснил, что не оспаривает имеющуюся задолженность МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ по компенсации затраченных средств на оплату коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ “О донорстве крови и ее компонентов“, но считает, что убытки должны быть возмещены за счет средств федерального бюджета. Мотивирует доводы возражений со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, законы “О донорстве крови и ее компонентов“, “О федеральном бюджете на 2004 год“. Постановлением Правительства от 20.08.2004 N 426 утверждены “Правила предоставления и расходования субвенций, выделяемых из
фонда компенсаций в 2004 г. на реализацию Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“. Оно не является законом, а устанавливает только порядок распределения средств федерального бюджета. Ссылается также на ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов других уровней. На основании указанного Постановления Правительства РФ и ст. 47 ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ Свердловской области выделено 10187630 руб. на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных Законом РФ “О донорстве крови и ее компонентов“. Все денежные средства были направлены на возмещение понесенных затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства. В 2005 году выделено 6987900 руб., указанные средства также распределены. Считает, что средств на компенсацию расходов было недостаточно. В связи с этим в обоснование возражений на жалобу ссылается на Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23.

Кроме того, пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства от 20.08.2004 N 426, утвердившим порядок расходования средств для бюджета, субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и на основании ежеквартальных отчетов финансовых органов субъекта РФ о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией ст. 11 Закона, а также данных о количестве граждан, которым предоставлены указанные льготы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Свердловской области следует изменить.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих
требований и возражений.

Истец подтвердил документами, имеющимися в деле, образовавшуюся задолженность Министерства финансов Свердловской области по компенсации понесенных им затрат, связанных с предоставлением льгот почетным донорам России в размере 50% оплаты коммунальных услуг, предусмотренных ст. 11 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“. В частности, указанные обстоятельства подтверждаются договорами с поставщиками (т. 1, л.д. 36-66), утвержденным в установленном порядке списком граждан, которым предоставлялись соответствующие льготы в 2004 году и по ним имеется задолженность (т. 2, л.д. 16-25), расчетом суммы иска (т. 2, л.д. 25), выпиской из журнала регистрации доноров, награжденных нагрудным знаком “Почетный донор России“, предоставленной МУЗ Станцией переливания крови за 2004 год (т. 2, л.д. 20-43, 56-66), списком почетных доноров СССР и РФ Каменск-Уральского городского комитета общества Красного Креста (т. 2, л.д. 44-55), отчетом о произведенных расходах на реализацию федеральных законов на 01.01.2005, из которого усматривается, что задолженность бюджета на 01.01.2004 составила по Закону РФ от 09.06.2003 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ в части оплаты коммунальных услуг в сумме 2860849 руб. 35 коп. Предъявлено к оплате за 2004 год 1081941 руб. 47 коп., возмещено из бюджета 618490 руб., задолженность на 01.01.2005 составила 3324300 руб. 82 коп. (т. 3, л.д. 94). Частично указанная задолженность взыскана решениями Арбитражного суда Свердловской области. Подлежит взысканию задолженность в размере заявленных требований. Указанную задолженность представитель ответчика не оспаривает. Данная сумма является для истца в соответствии со ст. 15 ГК РФ убытками, которые на основании ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ должны быть возмещены.

Арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что
их возмещение следует отнести на Министерство финансов Свердловской области.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ граждане, награжденные знаком “Почетный донор России“, имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что финансирование всех мероприятий по организации донорства крови и ее компонентов осуществляется в соответствии с законодательством. Порядок финансирования указанной льготы на 2004 год предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 N 426, в соответствии с которым расходы, связанные с реализацией положения ст. 11 ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов“, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций бюджетом субъектов РФ на 2004 год.

В соответствии с указанными правилами финансовым органам субъекта РФ следовало представлять в Министерство финансов РФ ежеквартальный отчет о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией ст. 11 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентах“, а также данные о количестве граждан, которым предоставляются указанные льготы.

Такие данные, как пояснил представитель ответчика, ни в материалах дела, ни у него не имеются.

Указанными правилами также предусмотрено, что ответственность за их несоблюдение и достоверность представленных в Министерство финансов РФ сведений для предоставления из фонда компенсаций бюджетов субъектов РФ субвенций на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных ст. 11 Закона, возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и получателей бюджетных средств, обеспечивающих предоставление указанных льгот.

Таким образом, размер выделенных из федерального бюджета средств формировался на
основании документов, предоставляемых финансовыми органами субъекта РФ. Ответчиком данные о сумме запрашиваемых средств не представлены. На основании ст. 47 ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ субъектам РФ выделены субвенции на компенсацию затрат по предоставлению указанных льгот в сумме 1110485 тыс. руб.

На 2005 год выделены средства на погашение задолженности за 2004 год в сумме 6987900 руб.

Кроме того, 22.11.2004 поступили в Свердловскую область денежные средства на компенсацию затрат по предоставлению льгот почетным донорам России в сумме 10187630 руб. Все указанные суммы распределены, однако финансовому управлению г. Каменск-Уральский средства не выделялись.

Из отчета Министерства финансов Свердловской области о фактически произведенных расходах на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных ст. 11 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ усматривается, что численность награжденных знаком “Почетный донор СССР и России“ составила 24233 человек, задолженность федерального бюджета составила 6987891 руб. Указанные средства, как следует из уведомления о бюджетных ассигнованиях от 13.07.2005, из федерального бюджета на 2005 г. Министерству финансов Свердловской области выделены. Таким образом, задолженности Федерального бюджета перед бюджетом Свердловской области не имеется.

Суд не может принять во внимание ссылку ответчика на ст. 84 Бюджетного кодекса РФ и Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, поскольку недостаточность выделенных средств из федерального бюджета ответчиком не доказана.

Кроме того, Арбитражным судом Свердловской области от 10.06.2005 принято решение по иску МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ о взыскании убытков за первое полугодие 2004 г., образовавшихся в результате предоставленных льгот в соответствии со ст. 11 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“. По указанному решению с Министерства финансов Свердловской области за
счет казны Свердловской области на основании Постановления Правительства N 426 от 20.08.2004 взыскано в пользу истца 314750 руб. (т. 2, л.д. 89-93). Исковые требования признаны обоснованными. Решение подтверждено постановлением кассационной инстанции (т. 2, л.д. 98-99).

Учитывая, что по указанному решению возмещена только часть убытков, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Министерства финансов Свердловской области новых убытков за 2004 год, образовавшихся в связи с бездействием государственных органов. Решение суда в данной части является законным и обоснованным.

Вместе с тем, решение подлежит изменению в части отказа во взыскании убытков в сумме 89838 руб. 14 коп., образовавшихся в результате уплаты налога на добавленную стоимость за услуги, потребляемые гражданами, которым предоставлялась льгота.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ независимо от источника финансирования.

Исходя из анализа материалов дела, предметом спора является возмещение убытков истца, связанных с оплатой поставщиком оказанных почетным донорам услуг, в том числе оплачен налог на добавленную стоимость, исходя из цены реализации услуг, утвержденных Региональной энергетической комиссией Свердловской области или согласованных договором, что подтверждается имеющимися в деле договорами и счетами-фактурами, предъявленными к оплате, с учетом выделенного налога на добавленную стоимость (т. 2, л.д. 102-103, 106-125).

Из письма Министерства финансов от 04.05.2006 N 03-04-11/79 следует, что в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставленных бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным
потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определялась как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Кроме того, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, убытки, причиненные истцу предоставлением льгот почетным донорам, подлежат возмещению в полном объеме.

Решение следует изменить на основании ст. 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь ст. 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2006 г. по делу N А60-3756/06-С3 изменить.

Взыскать с Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ 588938 руб. 94 коп.

Возвратить МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ из федерального бюджета 12389 руб. 39 коп., уплаченных за подачу иска.

Возвратить МУ “Д“ МО “Город Каменск-Уральский“ из федерального бюджета 1000 руб., уплаченных за подачу апелляционной жалобы.

Справки выдать.

В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения.