Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 10.05.2006, 02.05.2006 по делу N А50-33565/2005-А16 При передаче спорного помещения в муниципальную собственность уполномоченным органом субъекта Российской Федерации не было учтено, что это помещение выкуплено обществом у государства и является его собственностью.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 10 мая 2006 г. Дело N А50-33565/2005-А16“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 2 мая 2006 г.

Арбитражный суд Пермской области, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу заявителя - закрытого акционерного общества “Союзтеплострой“ - на решение от 23.12.2005 по делу N А50-33565/2005-А16 Арбитражного суда Пермской области по заявлению закрытого акционерного общества “Союзтеплострой“ к ответчикам:

1) департаменту имущественных отношений администрации Пермской области;

2) Росимуществу РФ;

3) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области,

третьи лица:

1) ЗАО “Союзтеплострой-Пермь“;

2) муниципальное образование “Город Пермь“,

об оспаривании ненормативных актов,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Союзтеплострой“ обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов: распоряжения N
88-р от 05.02.1997 комитета по управлению имуществом администрации Пермской области и изменений в план приватизации ОАО “Ремстроймаш“, касающихся недвижимого имущества - нежилого помещения цокольного этажа общей площадью 390,1 кв. м, находящегося по адресу: г. Пермь, ул. Горького, 27.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 23.12.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО “Союзтеплострой“ с решением суда не согласно по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.

Ответчики письменные отзывы на жалобу заявителя не представили, при этом два ответчика (Росимущество РФ и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области) в судебные заседания не являлись. Учитывая их надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, неявка представителей ответчиков в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель третьего ответчика (департамента имущественных отношений администрации Пермской области) против доводов жалобы возражал, полагая, что условия для признания недействительными ненормативных актов отсутствуют.

Представитель третьего лица - муниципального образования “Город Пермь“ в судебном заседании против доводов жалобы также возражал, поддерживая выводы суда первой инстанции, письменный отзыв на жалобу не представлен.

Третье лицо - ЗАО “Союзтеплострой-Пермь“ - письменный отзыв на жалобу не представило, в судебном заседании его представитель (он же представитель заявителя по делу) поддержал доводы жалобы.

Судебное разбирательство в апелляционной инстанции откладывалось дважды: определениями от 07.03.2006 и от 06.04.2006.

В судебном заседании 02.05.2006 была произведена замены судьи, находящейся в отпуске.

Ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих о передаче помещения площадью 390,1 кв. м Пермскому СМУ “Союзтеплострой“ и об отделении от АО “Союзтеплострой“ Джамбульского и Казахского
филиалов, удовлетворено судом апелляционной инстанции.

Ходатайство об увеличении исковых требований (в части признания недействительным распоряжения N 778-и от 10.12.1992 комитета по управлению имуществом администрации Пермской области) отклонено судом апелляционной инстанции на основании ч. 7 ст. 268 АПК РФ, поскольку указанное ходатайство было заявлено 30.12.2005 (после принятия судом первой инстанции решения по делу, заявление имеется в деле) и изложенные в нем требования не были предметом рассмотрения суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, проверив законность и обоснованность решения в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, заявителем были оспорены два ненормативных акта: распоряжение N 88-р от 05.02.1997 комитета по управлению имуществом администрации Пермской области и изменения плана приватизации ОАО “Ремстроймаш“ 1997 г. в отношении объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 390,1 кв. м, в цокольном этаже дома по ул. Горького, 27, в г. Перми.

Из текста ненормативных актов (л.д. 5, 6, том 1) следует, что изменения в раздел 1 части 2 плана приватизации были внесены на основании оспариваемого распоряжения N 88-р, при этом изменения полностью воспроизводят пункт 1 указанного распоряжения.

Таким образом, сами изменения плана приватизации, утвержденные заместителем председателя комитета по управлению государственным имуществом Пермской области, являются производным актом и рассмотрение вопроса о соответствии их закону и нарушении этим актом прав и интересов заявителя находится в зависимости от разрешения аналогичного вопроса в отношении распоряжения. С учетом предмета спора, суд полагает, что необходимо и достаточно проверить законность оспариваемого распоряжения в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Суд первой
инстанции, отказывая в требованиях о признании недействительным распоряжения N 88-р, мотивировал решение тем, что факт нахождения жилого дома по ул. Горького, 27, в г. Перми, на балансе и в хозяйственном ведении АО “Пермремстроймаш“, в момент передачи его в муниципальную собственность доказан и у комитета по управлению имуществом администрации Пермской области (ввиду отсутствия информации о владении заявителем частью помещения в цокольном этаже жилого дома) имелись правовые основания для принятия распоряжения.

Суд апелляционной инстанции полагает, что при принятии решения суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.

Спорное нежилое помещение площадью 390,1 кв. м расположено в цокольном этаже жилого дома по ул. Горького, 27, в г. Перми. Дом расположен в 3-м квартале Ленинского района г. Перми и является пристроенным к уже существующему Дому художника по ул. Горького, 27 (л.д. 52-54, 56, 58-оборот, том 1).

В июне 1976 г. до строительства дома исполнительным комитетом Пермского городского Совета депутатов трудящихся было решено произвести снос жилого дома N 25/40 по ул. Горького, произвести после постройки дома безвозмездную передачу зданий конторы и гаражей с баланса Управления “Союзтеплострой“ на баланс Ленинскому комбинату благоустройства и после передачи разместить служебные помещения Пермского СМУ “Союзтеплострой“ в цокольном этаже дома по ул. Горького, 27 (л.д. 54, том 1).

Решением Пермского горисполкома от 29.07.1976 N 536 Пермскому СМУ треста “Союзтеплострой“ было разрешено выступить застройщиком по проектированию и строительству жилого дома (л.д. 57, 64, том 1).

Технорабочий проект на строительство данного 40-квартирного дома и сводная смета в сумме 439090 руб. были утверждены 13.09.1978 руководителем Главтепломонтажа, титулодержателем на строительство дома было установлено Пермское СМУ треста “Союзтеплострой“ (л.д. 50, том 1).

22.05.1980
решением Пермского горисполкома N 302 специализированному СМУ треста “Союзтеплострой“ был отведен земельный участок площадью до 0,3 га по ул. Горького, 27, в 3-м квартале Ленинского района, за счет территории фактического пользования управления и участка управления домами N 5 со сносом строений, расположенных на участке (л.д. 65, том 1). Государственный акт на право пользования землей (бесплатное и бессрочное пользование) площадью 0,27 га был выдан Главзападуралстрою 17.02.1984 (л.д. 92, том 2). Дополнительно Главзападуралстрою под строительство дома был отведен земельный участок площадью до 0,35 га решением Пермского горисполкома от 22.10.1987 (л.д. 84, том 2).

Протоколами совещаний по строительству пристроя жилого дома по ул. Горького, 27, от 14.04.1982 и от 03.02.1987 (л.д. 66-68, том 1) подтверждается, что после приемки дома в эксплуатацию заводом “Пермремстроймаш“ передавались на баланс Пермскому СУ треста “Союзтеплострой“ помещения площадью 473,6 кв. м для размещения аппарата управления последнего. При этом трест в счет долевого участия возместил 80000 руб., что подтверждается протоколом совещания и протоколом передачи капитальных вложений и строительно-монтажных работ (л.д. 68, оборот, 69, том 1), телеграммой от 06.06.1988 в адрес Союзтеплостроя о перечислении 80000 руб. заводу “Пермремстроймаш“.

Также передача цокольного этажа в 35-квартирной секции жилого дома СУ треста “Союзтеплострой“ подтверждается протоколом совещания от 17.04.1987 (л.д. 70, том 1).

Всего Пермскому СМУ “Союзтеплострой“ были переданы помещения площадью 390,1 кв. м и зачтена оплата долевого участия в строительстве дома в сумме 169000 руб., что подтверждается письмом Главзападуралстроя от 23.12.1988 N 05-14/54.

Жилой дом был принят в эксплуатацию 23.06.1988 (л.д. 71, 72, том 1), в этот же день цокольный этаж под контору был принят на учет Пермским
СМУ треста “Союзтеплострой“, о чем в деле представлена инвентарная карточка типовой формы N ОС-6. В краткой индивидуальной характеристике объекта по карточке указана эксплуатируемая площадь - 390,1 кв. м.

В техническом паспорте дома по состоянию на 22.07.1996 (л.д. 87-89, том 2) за Союзтеплостроем числится помещение в цокольном этаже площадью 559,9 кв. м.

На основании анализа представленных в деле доказательств суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорное помещение площадью 390,1 кв. м в цокольном этаже жилого дома по ул. Горького, 27, было поставлено на баланс заявителя в июне 1988 г. после полной оплаты долевого участия в строительстве.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 07.12.1990 N 1223 “Об образовании акционерных обществ в отрасли монтажных и специальных строительных работ“ (л.д. 73, том 1) Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР и трудовым коллективом государственного предприятия - треста “Союзтеплострой“ - было принято совместное решение о преобразовании треста в акционерное общество (л.д. 74, том 1).

С 30.12.1990 государственный союзный трест “Союзтеплострой“ (производственной единицей которого являлось Пермское строительно-монтажное специализированное управление, согласно положению от 02.01.1986 - л.д. 15, том 1) был преобразован в акционерное общество “Союзтеплострой“ (Приказ от 28.12.1990 - л.д. 75, том 1).

Устав акционерного общества был утвержден и зарегистрирован в декабре 1990 г. (л.д. 81-83, том 1).

Согласно акту оценки стоимости имущества треста по состоянию на 01.10.1990 балансовая стоимость основных средств составила 37588 тыс. руб. (л.д. 76, том 1).

Письмом от 22.04.1991 N 102-631 Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР (приобщено к материалам дела в заседании 02.05.2006) была уточнена стоимость имущества, на которую выпускались акции АО “Союзтеплострой“. Согласно передаточному
бухгалтерскому отчету стоимость была принята в размере 35658 тыс. руб., при этом в собственность общества без выкупа было передано 10% от стоимости всего имущества в виде акций на стоимость объектов жилья и соцкультбыта в размере 2667 тыс. руб. и акций на стоимость имущества, приобретенного за счет чистой прибыли, полученной после 01.07.1990 в размере 893 тыс. руб. Держателем оставшихся 90% акций на сумму 32098 тыс. руб. являлся Минмонтажспецстрой СССР.

Структурные единицы треста были преобразованы в филиалы акционерного общества, на базе Пермского СМУ был создан Западно-Уральский филиал общества с местом нахождения: г. Пермь, ул. Горького, 27 (л.д. 91, том 1), по указанному адресу филиал был поставлен на налоговый учет (л.д. 93, том 1).

Джамбульский и Казахский филиалы АО “Союзтеплострой“ были переданы в ведение акционерного концерна “Казмонтажспецстрой“ на основании Постановления Государственного комитета Республики Казахстан по государственному имуществу от 22.01.1992 N 15 (Постановление представлено в суд апелляционной инстанции 02.05.2006, приобщено к делу), что также подтверждается письмами от 28.09.1992 N 01-359 и от 13.05.1992 N КА-14-192 (в деле).

За период с 10.07.1992 по 31.08.1992 общество платежными поручениями на сумму 29098000 руб. полностью выкупило у государства в лице государственного комитета по управлению имуществом принадлежавшую государству долю в уставном капитале общества в виде 58196 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 500 руб. (л.д. 94-97, том 1), о чем было выдано свидетельство о собственности на приватизированное предприятие от 06.10.1992 N 231 (л.д. 98, том 1).

Таким образом, при приватизации государственного союзного треста спорное помещение находилось на его балансе в составе основных средств, было выкуплено вместе с прочим имуществом в установленном порядке и вошло
в состав имущества акционерного общества “Союзтеплострой“ по состоянию на 06.10.1992.

В деле также имеется справка ЗАО “Союзтеплострой“ о нахождении на балансе общества в составе основных средств нежилого помещения площадью 390,1 кв. м по состоянию на 01.07.2005 (л.д. 80, том 1).

20.11.1992 Правительством РФ было принято Постановление N 899 о передаче государственных предприятий и организаций и иного государственного имущества в собственность Пермской области. Согласно приложению N 1 к указанному Постановлению производственное объединение “Пермремстроймаш“ также подлежало передаче в государственную собственность Пермской области (л.д. 13-16, том 2).

10.12.1992 комитетом по управлению имуществом администрации Пермской области было издано распоряжение N 778-и об учреждении на базе завода “Пермремстроймаш“ акционерного общества открытого типа “Ремстроймаш“.

На собрании трудового коллектива завода “Пермремстроймаш“ 12.11.1992 было принято решение о приватизации завода и создании акционерного общества открытого типа (выписка из протокола собрания - л.д. 12, том 2).

18.12.1992 АООТ “Ремстроймаш“ было зарегистрировано Постановлением администрации Индустриального района г. Перми N 635/2 (л.д. 23, том 2) и выдано свидетельство N 311 (л.д. 25, том 2).

Как следует из исторической справки, свидетельства, постановления администрации Индустриального района (л.д. 65, 67, 77, том 2), завод “Пермремстроймаш“ территориально-строительного объединения “Западуралстрой“ был преобразован в АООТ “Ремстроймаш“ в декабре 1992 г., с января 1997 г. был преобразован в ОАО “Ремстроймаш“.

Письмом ИФНС по Индустриальному району г. Перми от 29.07.2005 N 4974 подтверждается, что ОАО “Ремстроймаш“ ликвидировано в 2001 г. в связи с завершением конкурсного производства (Постановление администрации Индустриального района г. Перми от 26.03.2001 N 343).

Согласно акту оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 за заводом числился жилой дом по ул. Горького, 27, с балансовой стоимостью
1042 тыс. руб. (л.д. 17, 18, том 2).

По договору N 36 от 04.12.1992 (л.д. 26-28, том 2) Пермским областным комитетом по управлению государственным имуществом было передано АО “Ремстроймаш“ на праве полного хозяйственного ведения имущество, состоящее из жилого и нежилого фондов, отраженное в балансе по состоянию на 01.07.1992 согласно приложению N 1. Как видно из приложения (л.д. 29, том 2) это имущество состояло из жилого дома по ул. Горького, 27, с первоначальной стоимостью 1042 тыс. руб., остаточной стоимостью 993 тыс. руб.

В плане приватизации завода от 07.12.1992 (л.д. 43-45, том 2) жилой дом был включен в состав объектов, не подлежащих приватизации (пункт 8 плана), в пункте 9 отражено, что он остается в государственной собственности, передан в полное хозяйственное ведение завода и используется по прямому назначению.

05.02.1997 комитетом по управлению имуществом администрации Пермской области было издано распоряжение N 88-р (оспоренное в данном деле), согласно которому в раздел 1 части 2 плана приватизации АО “Ремстроймаш“ были внесены изменения, а именно: подпункт 9 был заменен редакцией: “передать в муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не входящие в состав приватизированного имущества согласно приложению N 1“.

Постановлением главы города Перми N 204 от 10.02.1999 (л.д. 37, том 1) жилой дом по ул. Горького, 27, общей площадью 3964,1 кв. м (в том числе нежилые помещения общей площадью 714 кв. м), был утвержден в составе муниципальной собственности как передаваемый из федеральной собственности с баланса ОАО “Ремстроймаш“. При этом в перечне нежилых помещений (приложение к Постановлению N 204) собственником помещений площадью 416,6 кв. м указан трест “Союзтеплострой“ согласно дополнению к протоколу
от 14.04.1982 (л.д. 38, том 1). Постановление N 204 от 10.02.1999 также оспорено заявителем в судебном порядке (дело N А50-14707/2005-А4).

В настоящее время спорное помещение зарегистрировано за муниципальным образованием “Город Пермь“ (свидетельство о государственной регистрации права от 14.06.2001 представлено на л.д. 132, том 1, и оспорено заявителем в судебном порядке).

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“ в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могли быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ от 27.12.1991 N 3020-1.

Согласно указанному Постановлению N 3020-1 независимо от того, на чьем балансе находились объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, они подлежали передаче в муниципальную собственность (пункт 2 Постановления).

В приложении 3 в перечень объектов были включены жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

На основании анализа приведенных норм законодательства и представленных доказательств суд апелляционной инстанции полагает, что при исключении из плана приватизации ОАО “Ремстроймаш“ спорных нежилых помещений площадью 390,1 кв. м и их последующей передаче в муниципальную собственность государственным органом не был учтен факт выкупа спорных помещений у государства при акционировании заявителя, что свидетельствует о нарушении действующего законодательства о приватизации в Российской Федерации.

В свою очередь, заявителем при рассмотрении данного дела представлены достаточные доказательства выкупа спорного нежилого помещения при приватизации.

Департаментом имущественных отношений администрации Пермской области и другими ответчиками доказательства заявителя не опровергнуты.

В связи с тем, что спорное нежилое помещение зарегистрировано в настоящее время за муниципальным образованием “Город Пермь“, ЗАО “Союзтеплострой“ лишено возможности осуществлять свои полномочия собственника, что свидетельствует о нарушении оспариваемым распоряжением N 88-р прав и законных интересов заявителя.

На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемой ситуации имеется совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.

Следовательно, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.

Заявителем по делу была уплачена государственная пошлина в сумме 10000 руб.: по иску в размере 8000 руб. - платежным поручением N 514 от 15.08.2005 (4000 руб.) и платежным поручением N 908 от 22.12.2005 (4000 руб.); по апелляционной жалобе в размере 2000 руб. платежным поручением N 36 от 17.01.2006.

В связи с удовлетворением апелляционной жалобы уплаченная в федеральный бюджет государственная пошлина подлежит возврату заявителю в полном объеме (10000 руб.) на основании п. 5 ст. 333.40 НК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 176, 158, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 23.12.2005 отменить.

Признать недействительным распоряжение N 88-р от 05.02.1997 комитета по управлению имуществом администрации Пермской области в отношении недвижимого имущества - нежилого помещения в цокольном этаже площадью 390,1 кв. м, расположенного: г. Пермь, по ул. Горького, 27, как не соответствующее действующему законодательству РФ.

Обязать департамент имущественных отношений администрации Пермской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО “Союзтеплострой“.

Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину в сумме 10000 руб., уплаченную платежными поручениями N 36 от 17.01.2006, N 908 от 22.12.2005, N 514 от 15.08.2005.

Справку на возврат выдать ЗАО “Союзтеплострой“.