Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 06.02.2006, 30.01.2006 по делу N А50-35687/2005-А10 Подвальные помещения с инженерными коммуникациями должны быть переданы в управление товариществу собственников жилья, созданному в доме, в котором эти помещения находятся, поскольку такое требование следует из закона; при этом нахождение этих помещений в муниципальной собственности правового значения не имеет.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 6 февраля 2006 г. Дело N А50-35687/2005-А10“

(извлечение)

Полный текст постановления изготовлен 6 февраля 2006 г.

Резолютивная часть постановления оглашена 30 января 2006 г.

Арбитражный суд Пермской области рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя - ТСЖ “Сосновка“ - на решение от 28.11.2005 по делу N А50-35687/2005-А10 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ТСЖ к ответчику - департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, к третьему лицу - МУ “Жилищная служба Кировского района г. Перми“ - о признании незаконным отказа в передаче в управление нежилых помещений и

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья “Сосновка“ обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании незаконным
отказа департамента имущественных отношений администрации г. Перми в передаче ему в управление нежилых подвальных помещений общей площадью 224,50 кв. м (корпусы 1, 3) жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, д. 41, изложенного в письме от 15.07.2005 N 19-10-17207.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 28.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ТСЖ “Сосновка“, не согласившись с принятым решением, просит в апелляционной жалобе его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.

Департамент имущественных отношений администрации г. Перми с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, письменного отзыва на жалобу не представило, в судебное заседание своего представителя не направило.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как правильно установил суд первой инстанции, ТСЖ “Сосновка“ зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС РФ по Кировскому району г. Перми 04.04.2005 с целью совместного управления комплексом недвижимого имущества в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 41. С мая 2000 г. данный дом находится на балансе муниципального учреждения “Жилищная служба Кировского района г. Перми“. Имеющиеся в доме нежилые подвальные помещения с имеющимися внутренними сетями (водопроводом, канализацией, отоплением, электросборкой, газовым вводом) площадью 224,5 кв. м решением малого Совета Пермского городского Совета народных депутатов от
13.07.1993 N 163 включены в реестр муниципальной собственности г. Перми.

11.04.2005 ТСЖ “Сосновка“ письмом N 07 обратилось в департамент имущественных отношений администрации г. Перми с заявлением о передаче ему в управление жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, 41.

Письмом N 19-10-17207 от 15.07.2005 департамент имущественных отношений администрации г. Перми отказал в передаче в управление ТСЖ “Сосновка“ части дома - нежилых подвальных помещений общей площадью 224,5 кв. м (корпусы 1, 3), так как они являются самостоятельными объектами недвижимости, не являются техническими подвалами, имеют учрежденческое назначение и имеют собственника - муниципальное образование “Город Пермь“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании вышеуказанного отказа департамента имущественных отношений администрации г. Перми недействительным, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого отказа действующему законодательству.

Указанный вывод суда является ошибочным.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

Из смысла
и содержания указанной правовой нормы следует, что объектом управления является многоквартирный дом, включающий в себя и жилые, и нежилые помещения, принадлежащие всем собственникам. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать только один из способов управления домом, предусмотренных п. 2 ст. 161 ЖК РФ, одновременное совмещение нескольких способов управления многоквартирным домом не допускается. Выбор способов управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании всех собственников помещений, и, следовательно, муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация участвуют в принятии решений на общем собрании на равных условиях с другими собственниками помещений в многоквартирном доме.

На территории г. Перми порядок передачи жилых домов, находящихся на балансе муниципальных учреждений “Жилищная служба“, в управление товариществам собственников жилья регламентирован Постановлением администрации г. Перми N 2946 от 08.10.2003 (далее - порядок).

В силу п. 2.1 указанного Порядка департамент имущественных отношений администрации г. Перми на основании заявления товарищества собственников жилья о передаче жилого дома в управление в установленной форме готовит в месячный срок постановление главы города о передаче жилого дома в управление товариществу, а муниципальное учреждение “Жилая служба“ района заключает договор с товариществом на управление муниципальной долей собственности в части организации содержания и обслуживания жилого дома и заключения всех необходимых договоров обеспечения коммунальными услугами.

Руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, а также учитывая, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о создании ТСЖ является реализацией возложенной Жилищным кодексом РФ на указанных собственников обязанности по выбору одного из предусмотренных этим же Кодексом способов управления таким домом; что объектом управления является многоквартирный жилой дом, включающий в себя как муниципальное, так и немуниципальное имущество, а также то
обстоятельство, что в спорных нежилых подвальных помещениях имеются инженерные коммуникации, предназначенные для обслуживания квартир дома N 41 по ул. Закамской г. Перми, а также для обеспечения надлежащего технического, противопожарного, санитарного и экологического состояния названного жилого дома, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у товарищества собственников жилья, в силу статьи 161 ЖК РФ, возникло право требовать передачу ему в управление всего вышеуказанного жилого дома, а у департамента имущественных отношений администрации г. Перми - обязанность по его передаче в управление товариществу. Отказ департамента имущественных отношений администрации г. Перми в передаче в управление ТСЖ “Сосновка“ нежилых подвальных помещений жилого дома не соответствует требованиям статьи 161 ЖК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.

При указанных обстоятельствах, решение суда следует отменить, апелляционную жалобу ТСЖ “Сосновка“ удовлетворить.

Руководствуясь ст. 176, 268, 269, ч. 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 28.11.2005 отменить.

Признать незаконным отказ департамента имущественных отношений администрации г. Перми, изложенный в письме от 15.07.2005 N 19-10-17207, о передаче в управление ТСЖ “Сосновка“ нежилых подвальных помещений общей площадью 224,5 кв. м (корпусы 1, 3) жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Закамская, д. 41, как не соответствующий Жилищному кодексу РФ и обязать департамент имущественных отношений администрации г. Перми устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.