Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.11.2006 по делу N А14-1227-2006/21/4 Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 22 ноября 2006 г. Дело N А14-1227-2006/21/4“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 15 ноября 2006 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области, г. Воронеж, на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2006 по делу N А14-1227-2006/21/4,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие г. Воронежа “Водоканал Воронежа“ обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Финансово-казначейскому управлению администрации городского округа город Воронеж, Главному финансовому управлению Воронежской области, Министерству
финансов Российской Федерации о взыскании 15817106 руб. 60 коп. в счет возмещения убытков, вызванных предоставлением субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2006 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечен субъект Российской Федерации - Воронежская область в лице администрации Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2006 с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области за счет средств казны Воронежской области в пользу МУП “Водоканал Воронежа“ взыскано 15817106 руб. 60 коп. убытков. В иске к ФКУ администрации городского округа г. Воронеж и Министерству финансов Российской Федерации отказано. Производство по делу в отношении ГФУ Воронежской области прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, субъект Российской Федерации Воронежская область в лице администрации Воронежской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя кассационной жалобы, из действующего законодательства обязанность субъекта Российской Федерации по компенсации затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, не вытекает.

Представитель МУП “Водоканал Воронежа“ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.

В силу ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП “Водоканал Воронежа“.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МУП “Водоканал Воронежа“ в период
с 01.01.2004 по 31.12.2004 оказывало населению г. Воронежа услуги по холодному водоснабжению. Оплата услуг производилась через МУП “МИВЦ“, которое предоставило гражданам субсидии по оплате данных услуг в сумме 27817106 руб. 60 коп. Расходы, связанные с предоставлением субсидий, возмещены МУП “Водоканал Воронежа“ частично - в сумме 12000000 руб. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и заявителем кассационной жалобы не оспариваются.

В связи с тем что убытки в сумме 15817106 руб. 60 коп. возмещены не были, МУП “Водоканал Воронежа“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение о взыскании заявленной суммы иска с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области за счет казны Воронежской области и отказывая в удовлетворении иска к остальным ответчикам, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации N 150 от 01.04.2003 обязательство федерального бюджета по возмещению расходов по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 24% выполнено, выделенная в 2004 году сумма в размере 70723000 руб. перечислена из Фонда софинансирования социальных расходов в бюджет Воронежской области полностью, в связи с чем в оставшейся части обязательство по возмещению не полученных истцом доходов лежит на субъекте Российской Федерации - Воронежской области.

Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод арбитражного суда первой инстанции сделан без учета и оценки ряда фактических обстоятельств дела и требований действующего законодательства.

Согласно ст. 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (в редакции от 06.05.2003) органы государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития устанавливают порядок и условия предоставления субсидий на
территории субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления, органы государственной власти города федерального значения Москвы и органы государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 150 от 01.04.2004 установлен уровень дотаций из федерального бюджета на выплату субсидий Воронежской области в 2004 году в размере 24%.

Постановлением администрации Воронежской области N 451 от 07.05.2004 “О порядке предоставления дотаций муниципальным бюджетам“ установлено, что администрация Воронежской области возмещает 25% от начисленных субсидий.

На основании ст. 132 Конституции Российской Федерации, п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 38 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий по оплате коммунальных услуг на основании Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, не относится к вопросам местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.97 N 126-ФЗ указанное финансирование возложено на органы местного самоуправления только при передаче органами государственного управления субъекта РФ необходимых финансовых средств. При этом п. 2 ст. 49 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ устанавливает,
что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться федеральными законами только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку Российская Федерация, возложив на муниципальное образование обязанность по компенсации этих расходов, не выделила необходимых бюджетных средств, вывод арбитражного суда о том, что Российская Федерация свои обязательства выполнила в полном объеме, не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, суду необходимо было рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика соответствующего публично-правового образования в лице его уполномоченного органа.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о том, что спорная сумма
подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области за счет казны Воронежской области, нельзя признать соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанции находит оспариваемое решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.05.2006 по делу N А14-1227-2006/21/4 отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.