Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 20.10.2006 по делу N А14-20231/2005/592-21 Убытки, причиненные гражданину и юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 октября 2006 г. Дело N А14-20231/2005/592-21“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 13 октября 2006 г.

(дата изготовления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Воронежской области на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2006 по делу N А14-20231/2005/592/21,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Центральная телекоммуникационная компания“ (далее - ОАО “ЦентрТелеком“) в лице воронежского филиала обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к субъекту Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области о взыскании за счет казны
области 184472 руб. 45 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за пользование радио, предусмотренных Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.95 “О ветеранах“, за период с июня по декабрь 2002 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное финансовое управление Воронежской области и администрация Бутурлиновского района Воронежской области.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.03.2006 в иске отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2006 Решение от 31.03.2006 отменено. С субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области за счет казны области в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ в лице воронежского филиала взыскано 184472 руб. 45 коп. убытков.

Не соглашаясь с постановлением апелляционной инстанции, администрация Воронежской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение. При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ установлено, что расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации; денежных средств из федерального бюджета не поступало. Администрация Воронежской области полагает, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по
возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования; на субъект Российской Федерации - Воронежскую область Федеральным законом “О ветеранах“ были возложены полномочия, но финансирование не предусматривалось.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились. В соответствии со ст. 284 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, между органом социальной защиты населения Бутурлиновского района (заказчик) и Бутурлиновским районным узлом электрической связи - филиалом ОАО “Воронежсвязьинформ“ (организация) в соответствии с Постановлением администрации области от 25.10.2001 N 1086 “О новой редакции Временного порядка возмещения расходов на реализацию прав и льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах“, в Воронежской области“ заключен договор б/н от 31.01.2002.

В соответствии с п. 1 предметом настоящего договора является предоставление льгот, установленных ч. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ от 12.01.95 N 5-ФЗ, и возмещение расходов в связи с предоставлением ветеранам услуг на льготных основаниях за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2.6 договора отдел социальной защиты населения производит возмещение
понесенных затрат на реализацию льгот в пределах полученных от Главного финансового управления средств, выделенных на указанные цели.

Согласно Решению общего собрания акционеров ОАО “Воронежсвязьинформ“ от 20.02.2002 и Решению общего собрания акционеров ОАО “ЦентрТелеком“ от 22.02.2002 ОАО “Воронежсвязьинформ“ реорганизовано в форме присоединения к ОАО “ЦентрТелеком“.

Ссылаясь на то, что задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по абонентской плате за пользование радио за период с июня по декабрь 2002 года, составила 184472 руб. 45 коп., ОАО “ЦентрТелеком“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о Главном финансовом управлении Воронежской области настоящие исковые требования могут быть предъявлены к Главному финансовому управлению Воронежской области, и пришел к выводу о том, что, поскольку истец считает надлежащим ответчиком только администрацию Воронежской области, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 5-ФЗ “О ветеранах“, ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице администрации Воронежской области за счет казны области.

Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда апелляционной инстанции по существу правильными, обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, - установленными.

Согласно пп. “б“ п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции, действующей в спорный период) расходы на реализацию прав и льгот, установленных настоящим Законом по
оплате услуг за пользование радио, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину и юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Убытки организации, осуществляющей предоставление услуг по пользованию радио на льготных условиях, установленных Федеральным законом РФ “О ветеранах“, возникли в результате бездействия государственных органов субъекта Российской Федерации - Воронежской области, выразившегося в уклонении от финансирования расходов истца за счет средств бюджета Воронежской области. В связи с указанным обстоятельством возмещение убытков правомерно возложено судом на субъект Российской Федерации - Воронежскую область.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации “О ветеранах“ (в редакции, действовавшей в спорный период) расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Таким образом, вопрос о выделении Воронежской области из федерального бюджета в достаточном количестве средств, предусмотренных для компенсации убытков организации, предоставляющей услуги с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, в силу п. 2 ч. 1 ст. 10 указанного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) может быть разрешен в рамках межбюджетных отношений между субъектом Российской Федерации (Воронежской областью) и Российской Федерацией.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 11.07.2006 по делу N А14-20231/2005/592/21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.