Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.09.2006 по делу N А09-16644/04-22-13 Предварительное согласование места размещения объекта осуществляется не только в отношении конкретного объекта строительства, но и по отношению к конкретному субъекту строительства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 сентября 2006 г. Дело N А09-16644/04-22-13“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 12 сентября 2006 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью “Диллер“ и администрации Брянского района Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.05.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 26.06.2006 по делу N А09-16644/04-22-13,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Лада-Гарантия-Брянск“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта администрации
Брянского района Брянской области (далее - Администрация).

Решением суда от 02.06.2005 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2005 Решение суда от 02.06.2005 отменено, а требование ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ удовлетворено.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.02.2006 состоявшиеся по делу судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением суда от 23.05.2006 требования ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ удовлетворены. Постановление администрации Брянского района от 13.07.2004 N 877 “О предоставлении земельного участка в аренду для строительства“ признано недействительным.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2006 Решение суда от 23.05.2006 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Оспаривая вынесенные по делу судебные акты, Администрация и ООО “Диллер“ обратились с кассационными жалобами в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в которых просят об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального и материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Из материалов арбитражного дела следует, что Постановлением Супоневской поселковой администрации от 02.03.99 N 32 ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ предварительно согласован земельный участок площадью 1,0 га в районе телецентра для проектирования ремонтно-производственной базы АЗС с магазином и офисом.

На основании Постановления администрации Брянского района Брянской области от 23.06.99 N 452 ОАО “ВКТИСТРОЙДОРМАШ“ разработало для ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ рабочий проект автоцентра с сервисным обслуживанием, а 13.11.2000 произведена разбивка осей здания на участке с вынесением на площадку строительства нулевой отметки, о чем составлен соответствующий акт, подписанный заместителем главного архитектора Брянского района Гридиным А.В.

После составления указанного акта ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ приступила к нулевому циклу строительства на основании разрешения от 09.11.2000 N 21.

Позднее,
13.07.2004, администрацией Брянского района вынесено Постановление N 877, согласно которому ООО “Диллер“ в аренду сроком на 49 лет был передан для строительства ремонтно-производственной базы земельный участок площадью 12500 кв. м, расположенный в Брянском районе, пос. Супонево, ул. Шоссейная (район телецентра). Пунктами 2, 3 данного ненормативного акта арендатор обязывался обеспечить перенос существующих на участке зданий, сооружений и коммуникаций, с комитетом по управлению муниципальным имуществом заключить договор аренды земельного участка и обеспечить его государственную регистрацию.

Полагая, что оспариваемое постановление Администрации ущемило права ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вышеуказанный земельный участок ранее был выделен Обществу, последнее обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.

В кассационных жалобах заявители не согласились с выводом суда о несоблюдении исполнительным органом местного самоуправления процедуры выделения спорного земельного участка и сослались на невозможность соблюдения установленного ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядка выделения земли, поскольку на участке расположены самовольные постройки, принадлежащие на праве собственности ООО “Диллер“. По этой причине администрация Брянского района предоставила спорный земельный участок в аренду ООО “Диллер“ на основании п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенным доводом.

Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными нормативными актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как следует из материалов арбитражного дела и не отрицается сторонами, на спорном земельном участке действительно находятся
объекты недвижимости, а именно административное здание, здание гаража с подсобными помещениями, здание котельной, здание проходной. При этом судом установлено, что на разных этапах готовности этих объектов их строительством занимались как ООО “Лада-Гарантия-Брянск“, так и ООО “Диллер“. На момент вынесения оспариваемого постановления Администрации (13.07.2004) право собственности на объекты недвижимости, расположенные на нем, за Обществом или ООО “Диллер“ зарегистрировано не было. Указанная регистрация осуществлена ООО “Диллер“ только 23.08.2005.

Таким образом, у Администрации не было правовых оснований полагать, что возведенные на спорном земельном участке объекты принадлежат ООО “Диллер“ и, соответственно, что последнее имеет исключительное право на получение в аренду этого участка в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ.

Ссылка Администрации на Решение суда от 27.04.2005 по делу N А09-1420/05-9, которым якобы установлено, что возведением объектов на спорном земельном участке занималось ООО “Диллер“ по самостоятельно разработанной проектной документации, несостоятельна, поскольку выводы, содержащиеся в данном судебном акте, противоречат вступившим в законную силу судебным актам по делам N А09-8956/03-22 и N А09-5463/03-5. Последние содержат ссылки на Постановление администрации Брянского района от 23.06.99 N 452 о разрешении Обществу проектирования ремонтно-строительной базы с магазином и офисом на площади 1,25 га на землях Супоневской поселковой администрации в районе телецентра, а также на разрешение Государственного архитектурно-строительного надзора от 09.11.2000 N 21 на выполнение строительно-монтажных работ ООО “Лада-Гарантия-Брянск“. Из анализа приведенных судебных актов следует, что арбитражные суды при их принятии не исследовали и не решали вопрос о принадлежности вышеназванного земельного участка и расположенных на нем строительных объектов. Вопросы права собственности на эти сооружения являются юридическими и не могут рассматриваться в качестве
преюдициальных применительно к требованиям ст. 69 АПК РФ, которая предусматривает в качестве оснований для освобождения от доказывания установленные в судебном акте фактические обстоятельства, а не вытекающие из них правоотношения.

Кроме того, п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (действующим на момент вынесения оспариваемого постановления) предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную застройку.

Порядок предоставления земель для строительства регламентирован Земельным кодексом РФ. То есть выделение земли, находящейся под самовольной постройкой, требует обязательного соблюдения положений земельного законодательства. Из этого следует, что Администрация не могла предоставить ООО “Диллер“ земельный участок, минуя предусмотренные законом процедуры.

Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктами 2, 3 названной статьи закреплены положения, согласно которым предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 настоящего Кодекса, а предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В то же время в силу пп. 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов возможно также на праве аренды, но посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов). Передача таких земель в аренду без проведения процедуры конкурса допустима, если после предварительной и
заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков имеется только одна заявка.

Материалами арбитражного дела подтверждено и не отрицается Администрацией, что спорный земельный участок выделялся ООО “Диллер“ на праве аренды без предварительного согласования мест размещения объекта, Постановление администрации Брянского района от 13.07.2004 N 877 принято на основании единственной заявки ООО “Диллер“, а соответствующее сообщение в местной печати не публиковалось.

Таким образом, выделяя спорный земельный участок без проведения торгов и при отсутствии публикации в местной печати о наличии предлагаемого для передачи земельного участка, на который была подана только одна заявка, администрация Брянского района незаконно поставила ООО “Диллер“ в привилегированное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам и лишила ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ возможности в установленном законом порядке заявить свои права на спорный земельный участок.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о нарушении Администрацией установленного ст. 30 Земельного кодекса РФ порядка предоставления земельных участков.

Довод одного из заявителей кассационных жалоб о том, что при выделении земельного участка ООО “Диллер“ необходимо было руководствоваться п. 5 ст. 30 Земельного кодекса, а не п. 4 данной статьи, несостоятелен.

Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии
с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно п. 2, п. 5 ст. 30 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.

Пунктами 6, 7 этой же статьи установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм права вытекает, что предварительное согласование места размещения объекта осуществляется не только в отношении конкретного объекта строительства, но и по отношению к конкретному субъекту строительства.

Как видно из материалов арбитражного дела, Постановлением Супоневской поселковой администрации от 02.03.99 N 32 спорный земельный участок был предварительно согласован только ООО “Лада-Гарантия-Брянск“.

Поскольку Распоряжением
администрации Брянского района от 05.07.2004 N 512р была лишь создана комиссия для предварительного согласования, а соответствующее решение о согласовании места размещения объекта строительства с ООО “Диллер“ не принималось, суды первой и апелляционной инстанций правильно посчитали, что выделение земельного участка ООО “Диллер“ должно быть осуществлено в порядке, установленном п. 4 ст. 30 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону и нарушает права заявителя в предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Как было отмечено, при вынесении оспариваемого ненормативного акта требования земельного законодательства соблюдены не были, что, в свою очередь, повлекло ущемление прав ООО “Лада-Гарантия-Брянск“ в экономической сфере. Поэтому суды обоснованно признали недействительным Постановление администрации Брянского района Брянской области от 13.07.2004 N 877 “О предоставлении земельного участка в аренду для строительства“.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.05.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 26.06.2006 по делу N А09-16644/04-22-13 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью “Диллер“ и администрации Брянского района на решение Арбитражного суда Брянской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.