Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 26.06.2006 по делу N А-62-9771/2005 Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 июня 2006 г. Дело N А-62-9771/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО “Плеяда“ на Решение от 13.02.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 29.03.2006 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-9771/2005,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Плеяда“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Смоленска и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Смоленской области, связанных с отказом в предоставлении земельного участка в собственность, понуждении последних принять решение о предоставлении земельного участка и понуждении
заключить договор купли-продажи (с учетом уточнения заявленного требования).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.02.2006 заявление Общества к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области оставлено без рассмотрения. В удовлетворении заявленного требования к администрации г. Смоленска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 29.03.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей Общества и администрации г. Смоленска, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, 19.04.2004 Общество обратилось в администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность общей площадью 1603 кв. м, находящегося под зданием склада, принадлежащего Обществу на основании свидетельства о государственной регистрации права от 20.11.2003, общей площадью 318,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, Краснинское шоссе, 27.

Поскольку ответа на заявление о предоставлении земельного участка в собственность Общество не получило, 07.11.2005 оно обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Смоленска и понуждении главы администрации г. Смоленска принять решение о предоставлении права Обществу распоряжаться земельным участком.

28.11.2005 Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Не получив ответа, Общество 13.11.2005 заявило ходатайство о привлечении к участию в деле второго ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области.

В соответствии п. 1, п. 3 ст. 35 Земельного кодекса
РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктами 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1
ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из материалов дела усматривается, что 24.11.2005 Общество обращалось с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области о передаче в собственность земельного участка под объектом недвижимости на праве собственности по ул. Краснинское шоссе, д. 27, г. Смоленск, а решение по данному заявлению принято не было.

Поскольку в соответствии с положениями главы V Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным, суду первой инстанции при новом рассмотрении дела необходимо рассмотреть спор с учетом положений п. п. 6 - 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, тщательно проверить доводы заявителя, дать надлежащую оценку представленным в дело доказательствам и рассмотреть заявление с правильным применением норм материального права и в соответствии с требованиями ст. ст. 198 - 201 АПК РФ.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.02.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 29.03.2006 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А-62-9771/2005 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.