Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 20.03.2006 по делу N А35-162/05-С3 Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщику НДС производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, отказ в возмещении налога в форме возврата на сумму вычетов, при условии подтверждения их надлежащими документам и при наличии заявления, нельзя признать законным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 марта 2006 г. Дело N А35-162/05-С3“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Маслова В.А. на Решение от 08.08.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 06.12.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-162/05-С3,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Маслов В.А. обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Курску о взыскании за счет средств федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 226251 руб., подлежащего возврату из бюджета, и процентов за нарушение налоговым органом срока возврата налога из бюджета в сумме
45099 руб. 42 коп., ссылаясь на положения ст. ст. 78, 176 НК РФ (с учетом уточненных требований).

Решением от 08.08.2005 Арбитражного суда Курской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2005 этого же арбитражного суда решение оставлено без изменения.

Заявитель кассационной жалобы просит решение и постановление суда отменить, как принятые с нарушением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, 09.01.2004 индивидуальный предприниматель Маслов В.А. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 226252 руб., определенной как разница между суммой 243927 руб., начисленной по уточненной декларации за третий квартал 2002 г. к вычету, и суммой 17675 руб., начисленной за четвертый квартал 2002 г. к уплате.

Письмом от 02.02.2004 N 1313/7297 налоговый орган отказал предпринимателю в возврате налога из бюджета со ссылкой на то, что согласно п. 3 ст. 170 НК РФ налог на добавленную стоимость, заявленный к вычету по основным средствам, в недоамортизированной части к моменту перехода на упрощенную систему налогообложения подлежит восстановлению к уплате в бюджет.

Судом установлено, что до перехода с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения предприниматель находился на обычной системе налогообложения и являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно уточненным налоговым декларациям по НДС за третий квартал 2002 г. начислено к уплате НДС в сумме 9027 руб., к вычету - 252954 руб., итого к возмещению из бюджета НДС в сумме 243927 руб., а за четвертый квартал 2002 г. начислено к уплате НДС в сумме 17875 руб., к вычету -
200 руб., итого к уплате НДС в сумме 17675 руб.

Как указал суд, правом на налоговые вычеты налогоплательщик воспользовался по счетам-фактурам от 05.08.2002 N N 210 - 214, от 07.08.2002 N N 226, 227, от 22.08.2002 N N 215, 217, от 06.09.2002 N 253, от 20.11.2002 N N 250, 251, предъявленным ООО “Курскмонтажстрой“ к уплате предпринимателю Маслову В.А. за реализованные транспортные средства в количестве 13 единиц общей стоимостью 1265769 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 253153 руб. 80 коп., расчеты за которые произведены в третьем квартале 2002 г. в сумме 1264769 руб. 01 коп., в том числе налог на добавленную стоимость - 252953 руб. 80 коп., и четвертом квартале 2002 г. в сумме 1000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 200 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований предпринимателя, обе судебные инстанции исходили из того, что право на возврат НДС из бюджета и начисление процентов за несвоевременный возврат предоставляется лицу, являющемуся плательщиком налога на добавленную стоимость. Поскольку предприниматель Маслов В.А. с 01.01.2003 перешел на упрощенную систему налогообложения, то есть перестал быть плательщиком налога на добавленную стоимость, а заявление о возврате НДС из бюджета подал 09.01.2004, то положения гл. 21 НК РФ, регулирующие порядок уплаты и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, на него не распространяются.

При разрешении данного спора обеими судебными инстанциями дано неправильное толкование норм права.

В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).

Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты
производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Согласно ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая
со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщику налога на добавленную стоимость производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, отказ в возмещении налога в форме возврата на сумму вычетов, при условии подтверждения их надлежащими документам и при наличии заявления, нельзя признать законным.

Таким образом, возврат НДС в соответствии со ст. 176 НК РФ должен осуществляться при соблюдении всех предусмотренных данной нормой условий.

Несмотря на то, что положения ст. 176 НК РФ распространяются на плательщиков НДС, это не означает, что данной нормой не может воспользоваться лицо, перешедшее на иную систему налогообложения, либо лицо, утратившее статус налогоплательщика, поскольку в данном случае речь идет о дальнейшей реализации прав субъекта, являвшегося плательщиком НДС, по правоотношениям, возникшим до перехода на упрощенную систему налогообложения.

При новом рассмотрении дела суду надлежит всесторонне исследовать фактические обстоятельства, оценить в соответствии с ч. 2 ст. 71 АПК РФ документы налогоплательщика, дающие право на вычет и последующий возврат сумм НДС из бюджета, с точки зрения соблюдения требований ст. ст. 169, 172, 176 НК РФ, предложить предпринимателю уточнить основания заявленных требований.

Исходя из изложенного, обжалуемые судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч.
1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.08.2005 и Постановление от 06.12.2005 Арбитражного суда Курской области делу N А35-162/05-С3 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.