Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 13.02.2006 по делу N А-62-1968/2005 Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 февраля 2006 г. Дело N А-62-1968/2005“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Смоленской области на Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2005 по делу N А-62-1968/2005,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Смоленской области от 31.03.2005 N 41.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2005 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 6 по Смоленской
области просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебный акт надлежит отменить по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 6 по Смоленской области проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Маркиной С.Н. по вопросам полноты и правильности исчисления, удержания и уплаты, в том числе, налога на добавленную стоимость за период с 01.04.2003 по 30.09.2004, в ходе которой установлен факт неуплаты предпринимателем налога на добавленную стоимость в сумме 92952 руб. в результате необоснованного завышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по поставщикам, которые, по сведениям налоговых органов г. Москвы, не состоят на налоговом учете.

По результатам рассмотрения установленных фактов нарушения налогового законодательства, отраженных в акте проверки от 30.11.2004 N 273, в акте дополнительных мероприятий налогового контроля от 14.03.2005 N 32, Решением Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Смоленской области от 31.03.2005 N 41 предприниматель Маркина С.Н. привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 15966 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 92952 руб. и пеню в сумме 14703 руб. 52 коп.

Считая, что Решение от 31.03.2005 N 41 Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Смоленской области не соответствует законодательству о налогах и сборах, предприниматель обратилась в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что инспекция не доказала недобросовестность налогоплательщика, выставленные поставщиками товаров и представленные в материалы дела счета-фактуры соответствуют требованиям п. п.
5, 6 ст. 169 НК РФ. Кроме того, Налоговым кодексом РФ право налогоплательщика на налоговые вычеты не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика производить налоговые вычеты только после подтверждения этого обстоятельства.

Между тем судом не учтено следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. В силу п. 2 данной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и наличия первичных документов. Документы, представляемые налогоплательщиком, должны содержать достоверную информацию.

Кроме того, приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами, что, в свою очередь, предполагает уплату налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет.

В частности, если налоговым органом
представлены доказательства того, что в действительности хозяйственные операции производителями (поставщиками) продукции не осуществлялись и налоги в бюджет ими не уплачивались, в систему поставок и взаиморасчетов вовлечены юридические лица, зарегистрированные по подложным или утерянным документам или несуществующим адресам, либо схема взаимодействия покупателя и поставщика товаров указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций, суд не должен ограничиваться проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, а должен оценить все доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

Согласно положениям п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ.

В силу п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом в п. 5 ст. 169 НК РФ указаны обязательные для счета-фактуры реквизиты, в том числе наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя.

В обоснование произведенных доначислений налога на добавленную стоимость налоговым органом представлены в материалы дела сообщения, полученные от налоговых органов г. Москвы, согласно которым ни один из поставщиков товара по указанным в счетах-фактурах адресам не находится, ООО “Викинг“ ИНН 7711792548 в Едином государственном реестре юридических лиц не значится, ООО “Паритет“ ИНН 7733250716, ООО “Вектор“ ИНН 7716503112 и ООО “Гефест“ ИНН 7723020163 на учете в налоговых органах не состоят, указанные в счетах-фактурах ИНН содержат неверное количество контрольных
чисел.

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, которыми в силу ст. 11 НК РФ признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение понятия юридического лица и его правоспособности дано в ст. ст. 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица в силу ст. 49 ГК РФ возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ).

Несуществующие организации юридическими лицами в гражданско-правовом смысле не являются, то есть не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле ст. 153 ГК РФ.

Если одним из участников сделки выступает несуществующее юридическое лицо, то сделки между лицами не существует и фактически между сторонами не состоялось операции, являющейся объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ.

Вопреки положениям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предприниматель не представила иных доказательств, подтверждающих существование указанных поставщиков товаров, и, соответственно, не доказала достоверность сведений, содержащихся в выписанных ими счетах-фактурах.

При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод
о несоответствии Решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Смоленской области от 31.03.2005 N 41 в части предложения уплатить доначисленные налог на добавленную стоимость в сумме 92952 руб. и пеню в сумме 14703 руб. 52 коп. положениям ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Учитывая, что представленные в материалы дела доказательства сторон надлежащим образом устанавливают обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспоренного Решения инспекции N 41, кассационная инстанция считает необходимым судебный акт в части отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований предпринимателя Маркиной С.Н. о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Смоленской области от 31.03.2005 N 41 в части предложения уплатить доначисленную сумму налога на добавленную стоимость в размере 92952 руб. и пеню в сумме 14703 руб. 52 коп.

В соответствии с п. 1 ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2005 в части удовлетворения требований заявителя и признания недействительным Решения N 41 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 15966 руб. подлежит отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда для установления и оценки степени виновности действий предпринимателя в совершении налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2005 (резолютивная часть которого объявлена 12.10.2005) по делу N А-62-1968/2005 отменить.

В части признания недействительным Решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Смоленской области от 31.03.2005 N 41 о предложении уплатить доначисленную сумму налога на добавленную стоимость и пени отказать ИП Маркиной С.Н. в удовлетворении заявленных требований.

В части удовлетворения требований заявителя и признания недействительным Решения N 41 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 15966 руб. дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.