Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.01.2006 N А54-1990/2005-С21 Заявление о признании незаконными действий таможенного органа удовлетворено правомерно, поскольку у таможенного органа не было правовых оснований для доначисления заявителю НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 января 2006 г. Дело N А54-1990/2005-С21“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО “ТСК“ на Решение от 05.07.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 02.09.2005 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-1990/2005-С21,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “ТСК“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Рязанской таможни по направлению в адрес Общества требования N 4 от 16.03.2005 об уплате таможенных платежей (с учетом уточнения заявленного требования).

Решением арбитражного суда от 05.07.2005 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.

Постановлением апелляционной инстанции
от 02.09.2005 (резолютивная часть объявлена 30.08.2005) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты.

В отзыве на кассационную жалобу Рязанская таможня просит суд отказать в ее удовлетворении, поскольку полагает, что доводы Общества уже являлись предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций, все они отражены в обжалуемых судебных актах и им дана правильная правовая оценка.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Общество по ГТД:

N 10112040/260404/П002713, N 10112040/180504/П003260,

N 10112040/280504/П003592, N 10112040/180604/П004139,

N 10112040/060704/П004572, N 10112040/160704/П004865,

N 10112040/100804/П005439, N 10112040/300804/П005894,

N 10112040/100904/П006140, N 10112040/270904/П006488,

N 10112040/081004/П006819, N 10112040/221004/П007149,

N 10112040/051104/П007522, N 10112040/191Ш4/П007906,

N 10112040/061204/П008293, N 10112040/141204/0008445

перемещало через таможенную границу РФ с территории Украины товар - кетчуп томатный.

При таможенном оформлении груза Общество в таможенных декларациях указало код ТН ВЭД - 2103200000, ставку НДС 10% (графа 47 декларации, вид платежа - 34) и уплатило налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, после чего таможенным органом был разрешен выпуск товара в свободное обращение.

Посчитав, что по товару, ввезенному в период с 26.04.2004 по 14.12.2004, НДС подлежит уплате по ставке 18%, Рязанская таможня выставила Обществу требование N 4 от 16.03.2005 о доплате налога на добавленную стоимость на сумму 531167,68 руб. и 46763,19 руб. пени.

Не согласившись с действиями таможенного органа по выставлению требования N 4 от 16.03.2005 об уплате таможенных платежей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке НДС 10% при реализации продовольственных товаров, в том числе при реализации овощей. Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ.

На
момент ввоза Обществом партии товара по спорным ГТД Правительством РФ не были определены конкретные коды видов продукции, облагаемых НДС по ставке 10%.

Отсутствие в спорный период соответствующего перечня кодов видов продукции, утвержденного Правительством РФ, не лишало Общество права на применение ставки НДС в размере 10%.

Для разъяснения действий в спорных случаях ГТК РФ был издан Приказ N 1226 от 24.12.2001. В приложении N 11 к этому Приказу было указано, что ставка НДС 10% применяется при импорте товара, соответствующего коду ТН ВЭД 2103200000 “кетчуп томатный и прочие томатные соусы“.

Более того, при оформлении ГТД и выпуске товара в свободное обращение у таможенного органа не возникло сомнений, по какой ставке исчислять НДС.

Общество на протяжении 2003 г. также осуществляло импорт кетчупа и при оформлении товара уплачивало НДС по ставке 10%. Таможенный орган, проведя общую таможенную ревизию Общества по вопросам достоверности сведений о товаре в ГТД N 10112040/071003/000611, N 10112040/241203/0007958 за период с 01.10.2003 по 31.12.2003, не усмотрел нарушений в порядке его оформления и уплаты таможенных платежей.

Постановление Правительства РФ N 908 от 31.12.2004 “Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по налоговой ставке 10%“ опубликовано 26.01.2005 в “Российской газете“.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 908 установлено, что настоящее Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

В Письме ФТС N 01-06/3731 от 10.02.2005 “О применении налоговой ставки НДС 10%“ указано, что для целей взимания налога на добавленную стоимость в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ Постановление Правительства
РФ N 908 вступает в силу с 26.02.2005.

Кроме того, ФТС в этом Письме указало, что Постановление Правительства РФ N 908 не распространяется на ранее возникшие правоотношения, поэтому возврат и доначисление НДС в отношении товаров, декларирование которых осуществлялось до его вступления в силу, не производить.

Декларирование и выпуск товара в свободное обращение произведено в период с 26.04.2004 по 14.12.2004, т.е. до опубликования и вступления Постановления Правительства РФ N 908 в силу, следовательно, суду необходимо было руководствоваться правоотношениями, сложившимися на протяжении длительного времени между таможенным органом и участниками внешнеэкономической деятельности по порядку применения ставки НДС 10%.

Данное положение судами первой и апелляционной инстанций не учтено, поэтому решение и постановление суда подлежат отмене.

Суд кассационной инстанции также хочет отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

Требование N 4 от 16.03.2005 выставлено таможенным органом с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 350 ТК РФ, т.к. никаких иных обстоятельств, в том числе по коду, наименованию, стоимости и ассортименту товара, после выпуска товара в свободное обращение выявлено не было.

При таких обстоятельствах у суда не было правовых оснований для отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 101, ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся в виде госпошлины за подачу иска и кассационной жалобы на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

С учетом указанного положения закона госпошлина за подачу искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб в общей сумме 4000
руб., уплаченная по квитанциям от 27.04.2005, от 22.07.2005, от 31.10.2005, подлежит возврату Обществу.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 05.07.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 02.09.2005 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-1990/2005-С21 отменить.

Признать незаконными действия Рязанской таможни по направлению ООО “ТСК“ требования N 4 от 16.03.2005 об уплате таможенных платежей.

Возвратить ООО “ТСК“, 390026, г. Рязань, ул. Островского, д. 91/74, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб. (четыре тысячи рублей), уплаченную по квитанциям от 27.04.2005, от 22.07.2005, от 31.10.2005.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.