Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2006 N Ф09-8368/06-С5 по делу N А60-17446/05 Законом предусмотрено, что орган, исполняющий бюджет, должен в десятидневный срок с момента назначения выборов исполнить установленную законом обязанность по перечислению выделенных бюджетных средств на счет избирательной комиссии и не вправе вмешиваться в дальнейшую процедуру расходования этих средств при проведении выборов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2006 г. Дело N Ф09-8368/06-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Матанцева И.В., судей Азанова П.А., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 02.06.2006 (резолютивная часть от 01.06.2006) по делу N А60-17446/05.

В судебном заседании приняли участие представители: избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ - Баранов К.В. (доверенность от 27.10.2005); Финансово-бюджетного управления в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“ - Уфимцев О.И., начальник юридического отдела (доверенность от 10.01.2006 N 13-10/10); администрации г. Екатеринбурга - Кожевников О.А., начальник отдела правового
обеспечения Комитета по юридической работе администрации г. Екатеринбурга (доверенность от 10.01.2006 N 01-1/50.2-19/11).

Избирательная комиссия муниципального образования “Город Екатеринбург“ обратилась в арбитражный суд с иском к Финансово-бюджетному управлению в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“, третье лицо: администрация г. Екатеринбурга, о взыскании компенсации в размере недофинансирования бюджетных средств в сумме 5859287 руб. 54 коп.

В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принял заявленное истцом уменьшение суммы исковых требований до 3632363 руб. 03 коп. в связи с поступлением соответствующих денежных средств от ответчика.

Решением суда первой инстанции от 30.08.2005 (резолютивная часть от 23.08.2005; судья Воронин С.П.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.11.2005 (судьи Присухина Н.Н., Лихачева Г.Г., Гнездилова Н.В.) решение оставлено без изменения.

Постановлением суда кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.01.2006 (судьи Кузнецов А.Г., Азанов П.А., Арсенов И.Г.) решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принял заявленное истцом уменьшение суммы исковых требований до 477240 руб. 28 коп.

Решением суда первой инстанции от 24.03.2006 (резолютивная часть от 20.03.2006; судья Киселев Ю.К.) исковые требования удовлетворены, с Финансово-бюджетного управления в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“ в пользу избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ за счет средств муниципального бюджета взыскано 477240 руб. 28 коп. компенсации в размере бюджетного недофинансирования на проведение в 2005 г. выборов в Екатеринбургскую городскую Думу.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2006 (резолютивная часть от 01.06.2006; судьи Савина Л.Ф., Филиппова Н.Г., Сушкова С.А.) решение отменено, в
удовлетворении требований избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, избирательная комиссия муниципального образования “Город Екатеринбург“ просит постановление суда апелляционной инстанции от 02.06.2006 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 24.03.2006, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, неприменение подлежащих применению норм Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, нарушение ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав мнение лиц, присутствовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Екатеринбургской городской Думы от 30.12.2004 N 68/1 выборы депутатов Екатеринбургской городской Думы четвертого созыва назначены на 20.03.2005. Решение опубликовано 31.12.2004.

На проведение выборов решением Екатеринбургской городской Думы от 25.01.2005 N 69/1 “О бюджете города Екатеринбурга на 2005 год“ утверждены расходы из бюджета города в сумме 32000000 руб.

Избирательная комиссия муниципального образования “Город Екатеринбург“ сформирована на основании постановления избирательной комиссии Свердловской области от 13.11.2003 N 239 “О формировании избирательных комиссий муниципальных образований “Город Екатеринбург“, “Поселок Уральский“, “Поселок Пелым“, состав избирательной комиссии назначен постановлением избирательной комиссии Свердловской области от 23.12.2003 N 284.

Органом, исполняющим бюджет города Екатеринбурга, является Финансово-бюджетное управление в муниципальном образовании “Город
Екатеринбург“, которое утвердило график финансирования избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“, предусматривающий завершение финансирования в полном объеме в срок до 30.03.2005.

Избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ открыт расчетный счет в Едином расчетно-кассовом центре Центрального банка Российской Федерации в г. Екатеринбурге.

Денежные средства на расходы по проведению выборов, утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 25.01.2005 N 69/1 “О бюджете города Екатеринбурга на 2005 год“, поступили на расчетный счет избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ не в полном объеме.

Из предусмотренной бюджетной росписью суммы (32000000 руб.) Финансово-бюджетным управлением в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“ не перечислено избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ 477240 руб. 28 коп., что послужило основанием для обращения избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ в арбитражный суд с вышеназванным иском.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, регулируются нормами Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального
закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ данный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ является специальным по отношению к Бюджетному кодексу Российской Федерации, в силу чего при регулировании соответствующих правоотношений должны применяться нормы данного Закона, в том числе при определении прав и обязанностей участников этих отношений в процессе финансирования расходов на проведение выборов.

Как следует из содержания пп. 11 ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 57 названного Федерального закона, одной из таких гарантий является надлежащее финансирование расходов на проведение выборов. В связи с этим нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению к отношениям по финансированию расходов на проведение выборов с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет
средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Таким образом, в отличие от порядка, предусмотренного ст. 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходование бюджетных средств на проведение выборов осуществляется специальным субъектом - избирательной комиссией, но не органом, исполняющим бюджет, а также со счета, открываемого в особом порядке, то есть не с единого счета бюджета.

Особые правила о порядке финансирования расходов на проведение выборов и контроля за расходованием этих средств содержатся в п. 6, 7 ст. 57 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В соответствии с пунктом 7 этой статьи порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.

Согласно пункту 6 той же статьи Федерального закона, отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных
образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.

Следовательно, Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ при проведении выборов предусмотрены в отличие от правил Бюджетного кодекса Российской Федерации иная процедура финансирования и расходования бюджетных средств, осуществляемая избирательной комиссией, и иной порядок контроля за расходованием этих средств.

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ вмешательство в эту деятельность как составную часть процедуры выборов со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Федеральным законом предусмотрено, что орган, исполняющий бюджет, должен в десятидневный срок с момента назначения выборов исполнить установленную законом обязанность по перечислению выделенных бюджетных средств на счет избирательной комиссии и не вправе вмешиваться в дальнейшую процедуру расходования этих средств при проведении выборов.

Установив, что бюджетные средства на проведение выборов поступили на счет избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ не в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования в части взыскания с Финансово-бюджетного управления в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“ за счет средств муниципального бюджета недополученной суммы бюджетных средств
в размере 477240 руб. 28 коп. подлежат удовлетворению.

Суд указал также, что Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ не ставит выполнение вышеуказанной обязанности исполнительным органом местного самоуправления, исполняющим бюджет, в зависимость от представления или непредставления соответствующей избирательной комиссией мотивированных заявок на финансирование и что данный Федеральный закон не предусматривает такого основания для уменьшения (прекращения) финансирования как истечение срока действия лимитов бюджетных обязательств.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая избирательной комиссии муниципального образования “Город Екатеринбург“ в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу п. 3 ст. 57 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ избирательные комиссии являются главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на проведение выборов, при этом приоритет при регулировании рассматриваемых спорных отношений имеют нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции отметил, что основаниями для перечисления денежных средств независимо от статуса или особенностей их получателя являются соответствующие бюджетные заявки и документы, свидетельствующие о праве на получение бюджетных средств (первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие принятие денежных обязательств), а отсутствие таких оправдательных документов делает невозможным перечисление бюджетных средств.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Кроме того, судом апелляционной инстанции допущено нарушение положений ч. 2 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что указания арбитражного суда кассационной
инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене.

При рассмотрении дела судом первой инстанции были установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам лиц, участвующих в деле, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с указаниями арбитражного суда кассационной инстанции, изложенными в постановлении от 23.01.2006. Решение является законным и обоснованным и подлежит оставлению в силе.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 02.06.2006 (резолютивная часть от 01.06.2006) по делу N А60-17446/05 отменить.

Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2006 (резолютивная часть от 20.03.2006) оставить в силе.

Председательствующий

МАТАНЦЕВ И.В.

Судьи

АЗАНОВ П.А.

СТОЛЯРОВ А.А.