Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.09.2006 N Ф09-8078/06-С5 по делу N А71-555/05 Убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2006 г. Дело N Ф09-8078/06-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Столярова А.А., судей Азанова П.А., Вербенко Т.Л. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение суда первой инстанции от 26.04.2006 (резолютивная часть от 11.04.2006) и постановление суда апелляционной инстанции от 30.06.2006 (резолютивная часть от 23.06.2006) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-555/05.

В судебном заседании принял участие представитель Управления финансов администрации г. Ижевска - Золотарева М.Н. (доверенность от 10.01.2006 N 13-14/04).

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Республиканское открытое акционерное общество “Удмуртгаз“ (далее - РОАО “Удмуртгаз“) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению по социальной защите населения администрации г. Ижевска, администрации г. Ижевска, Минфину России в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, Управлению финансов администрации г. Ижевска, третьи лица: Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, о взыскании 4005 руб. убытков, возникших вследствие предоставления в 2002 - 2004 гг. льгот по оплате газа на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда первой инстанции от 26.04.2006 (резолютивная часть от 11.04.2006; судья Козленко В.Н.) с казны Российской Федерации - Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике - в пользу РОАО “Удмуртгаз“ взыскано 3341 руб. 74 коп. убытков. В удовлетворении иска к Управлению по социальной защите населения администрации г. Ижевска, администрации г. Ижевска, Управлению финансов администрации г. Ижевска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2006 (резолютивная часть от 23.06.2006; судьи Ломаева Е.И., Шарова Л.П., Волкова О.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания убытков с казны Российской Федерации в лице Минфина России отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (п. 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на
реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, ст. 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации), нарушение норм процессуального права (ст. 65, ч. 1 ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя, основания для возмещения убытков истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России отсутствуют.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в 2002 - 2004 гг. РОАО “Удмуртгаз“, отпуская газ населению, предоставляло льготы по его оплате на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Ссылаясь на то, что расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, ему возмещены не были, РОАО “Удмуртгаз“ обратилось в арбитражный суд с вышеназванным иском.

Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В ст. 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривалось снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для
продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 (действие данного документа было продлено на 2003, 2004 гг. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, от 14.02.2004 N 80), было предусмотрено, что предоставление субвенций, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства. Финансовые органы субъектов Российской Федерации после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субвенций представляют в органы федерального казначейства документы, подтверждающие произведенные за счет средств субъектов Российской Федерации расходы, связанные с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“. Финансовые
органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления используют субвенции для финансирования распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в порядке, установленном для исполнения этих бюджетов. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные данными Правилами.

Финансирование исполнения законов в форме субвенций предполагает, что льготы, установленные федеральным законодателем, должны финансироваться за счет федерального бюджета, а в случае установления дополнительных льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации их финансирование должно осуществляться за счет средств бюджетов этих субъектов.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что расходы, понесенные РОАО “Удмуртгаз“ в связи с предоставлением в 2002 - 2004 гг. льгот по оплате газа на основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, обществу возмещены не были. При этом субвенции, выделенные из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, были израсходованы в полном объеме по целевому назначению.

В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В связи с тем, что в бюджет Удмуртской Республики было выделено недостаточно денежных средств для полного возмещения расходов от предоставления
в 2002 - 2004 гг. льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, вывод о возмещении убытков РОАО “Удмуртгаз“ за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России является правомерным. При этом, удовлетворяя заявленные исковые требования частично, суд правильно отказал РОАО “Удмуртгаз“ во взыскании 663 руб. 26 коп. суммы налога на добавленную стоимость.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе Минфина России, судом кассационной инстанции отклоняются на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как направленные по существу на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 26.04.2006 (резолютивная часть от 11.04.2006) и постановление суда апелляционной инстанции от 30.06.2006 (резолютивная часть от 23.06.2006) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-555/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

СТОЛЯРОВ А.А.

Судьи

АЗАНОВ П.А.

ВЕРБЕНКО Т.Л.