Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2006 N Ф09-3868/06-С4 по делу N А07-53965/2005-А-КРФ Правомерен вывод суда о том, что налоговый орган не вправе был выставлять оспариваемые инкассовые поручения на взыскание с должника денежных средств в бесспорном порядке, в связи с чем суд обоснованно признал названные инкассовые поручения не подлежащими исполнению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2006 г. Дело N Ф09-3868/06-С4“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Лиходумовой С.Н., судей Кондратьевой Л.И., Черкезова Е.О. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан (далее - инспекции) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2006 по делу N А07-53965/2005-А-КРФ по заявлению дочернего общества с ограниченной ответственностью “Ремонтно-строительно-монтажное управление - 2“ открытого акционерного общества “Башхимремонт“ (далее - общество) к инспекции о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений.

Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание
не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, неправомерно предъявленных для принудительного списания денежных средств со счета должника, признанного банкротом, а именно о признании не подлежащими исполнению следующих инкассовых поручений: от 23.11.2005 N 55800 на сумму 1346527 руб., N 55801 на сумму 653426 руб. 70 коп.; от 01.12.2005 N 57333 на сумму 16405 руб. 60 коп.

Решением суда первой инстанции от 24.01.2006 (судья Кулаев Р.Ф.) исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судом ст. 134 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 N 127-ФЗ, ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку полагает, что налоги и сборы, начисленные за период после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства, а также пени за их неуплату подлежат взысканию в общем порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законность решения проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.06.2005 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Сведения об открытии конкурсного производства в отношении общества были официально опубликованы в “Российской газете“ 30.07.2005 с установлением срока принятия требований кредиторов один месяц с момента опубликования.

Инспекцией на основании требований об уплате налога от 27.09.2005 N 28988, от 24.10.2005 N 31555 к расчетному счету общества предъявлены оспариваемые инкассовые поручения в целях безакцептного списания
денежных средств.

В названных требованиях срок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней установлен 13.10.2005 и 07.11.2005, соответственно.

Обществом заявлено требование о признании инкассовых поручений не подлежащими исполнению в связи с тем, что при их исполнении будут нарушены порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов, установленные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“ N 127-ФЗ.

Удовлетворяя требование общества, суд правомерно исходил из того, что обязанность по оплате обязательных платежей, предъявленных к безакцептному списанию, возникла в период после открытия конкурсного производства.

Согласно ст. 5 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, являются текущими платежами. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве). Однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Согласно п. 4 ст. 142 названного Закона, расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей.

Таким образом, вопрос о взыскании с должника налогов в данном случае должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

При таких обстоятельствах правомерен вывод суда о том, что налоговый орган не вправе был выставлять оспариваемые инкассовые
поручения на взыскание с должника денежных средств в бесспорном порядке, в связи с чем суд обоснованно признал названные инкассовые поручения не подлежащими исполнению.

Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом ст. 134 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ N 127-ФЗ, ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняются как не основанные на материалах дела и требованиях закона.

С учетом изложенного решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции не имеется.

Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.01.2006 по делу N А07-53965/2005-А-КРФ оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛИХОДУМОВА С.Н.

Судьи

КОНДРАТЬЕВА Л.И.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.