Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 13.03.2006 N Ф09-1357/06-С1 по делу N А60-29050/05 Срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 марта 2006 г. Дело N Ф09-1357/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Лимонова И.В., Варламовой Т.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области (далее - управление) на решение суда первой инстанции от 05.10.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.12.2005 Арбитражного суда Свердловской области N А60-29050/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - предприниматель) штрафа за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2004 г.

Решением суда первой инстанции от 05.10.2005 (судья Дмитриева Г.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2005 (судьи Гнездилова Н.В., Тимофеева А.Д., Гавриленко О.Л.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предприниматель представил индивидуальные сведения за 2004 г. с нарушением срока, установленного ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон).

Данный факт отражен в акте камеральной проверки от 03.03.2005 N 7, на основании которого управлением принято решение от 22.03.2005 N 30 о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение срока представления индивидуальных сведений, установленной п. 3 ст. 17 Закона, в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный период в сумме 180 руб.

Неисполнение предпринимателем в установленный срок требования от 22.03.2005 N 148 об уплате штрафа в Пенсионный фонд Российской Федерации явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, законодательством не возлагается обязанность по представлению сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона, и, следовательно, предусмотренный данной нормой срок представления индивидуальных сведений может быть применен только в отношении страхователей, но не в отношении застрахованных лиц, а также из того, что срок представления указанных сведений законом не установлен.

Однако выводы судов являются недостаточно обоснованными.

Судами установлено, что предприниматель не осуществлял прием на работу граждан по трудовым договорам и не заключал договоры гражданско-правового характера, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, следовательно, согласно положениям ст. 1 Закона, он относится к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.



Указанные обстоятельства, по мнению судов первой и апелляционной инстанций, исключают возможность привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 17 Закона, поскольку, согласно п. 2 ст. 11 указанного Закона, страхователь один раз в год, но не позднее 1-го марта, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Правовые основания для распространения этого срока (не позднее 1-го марта) на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствуют, следовательно, срок представления таких сведений не определен.

Между тем, в соответствии с п. 5, 6 ст. 11 Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляет вместе с копией платежного документа.

Таким образом, срок представления указанных сведений индивидуальными предпринимателями прямо связан со сроком внесения фиксированных платежей, предусмотренных ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. Указанной нормой Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по определению срока и порядка внесения фиксированных платежей.

Кроме того, согласно ст. 19 Закона, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований Закона такая Инструкция утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“.

В соответствии со ст. 38 данной Инструкции застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1-го марта.

Таким образом, срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен и у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного управлением требования.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут являться законными и подлежат отмене.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления управления.

Учитывая данные об имущественном положении предпринимателя, суд кассационной инстанции признает возможным снизить размер подлежащих взысканию с него в доход федерального бюджета судебных расходов по иску, по апелляционной и кассационной жалобам до 50 руб. соответственно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 05.10.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.12.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-29050/05 отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (проживающей по адресу: 624860, Свердловская область, Камышловский район, с. Калиновское, ул. Крупской, 1, ИНН 664400018935) в доход Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в сумме 180 руб.; в доход федерального бюджета 50 руб. государственной пошлины по иску, 50 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе и 50 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий



МЕНЬШИКОВА Н.Л.

Судьи

ЛИМОНОВ И.В.

ВАРЛАМОВА Т.В.