Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2006 N Ф09-1049/06-С1 по делу N А50-38757/05 Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2006 г. Дело N Ф09-1049/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Кротовой Г.В., судей Варламова Т.В., Василенко С.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 08.12.2005 (резолютивная часть от 05.12.2005) по делу N А50-38757/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “СанФрут-Компани“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции об отказе в возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 80777 руб. 97 коп., содержащемся в письме от 25.05.2005 N 09-08/12996, и решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловскому району г. Перми (далее - управление) об отказе в возврате из бюджета названной суммы страховых взносов, содержащегося в письме от 14.09.2005, а также о возложении на инспекцию и управление обязанности произвести возврат указанной суммы.

Решением суда первой инстанции от 08.12.2005 (резолютивная часть от 05.12.2005; судья Власова О.Г.) на инспекцию возложена обязанность вернуть обществу из бюджета уплаченные страховые взносы в сумме 80777 руб. 97 коп. В удовлетворении заявленных требований к управлению отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с письмом о возврате на его расчетный счет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 80777 руб. 97 коп.

Письмом от 25.05.2005 N 09-08/12996 инспекцией было отказано в возврате названных страховых взносов на том основании, что ей не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

Общество 17.06.2005 обратилось в управление с аналогичным письмом о возврате страховых взносов в сумме 80777 руб. 97 коп.

Письмом от 14.09.2005 управлением в возврате страховых взносов отказано. Для решения данного вопроса обществу предложено обратиться в инспекцию.

Считая отказ инспекции и управления в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.

Признавая решение инспекции недействительным и возлагая на нее обязанность вернуть обществу названную сумму страховых взносов, суд исходил из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату налоговым органом подлежат и платежи во внебюджетные фонды.



Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.

В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 80777 руб. 97 коп., за возвратом которой оно обратилось в инспекцию.

Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.

Таким образом, предъявленные к инспекции требования общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, согласно ст. 78 Кодекса, правомерны.

Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании соответствующих норм Закона и Кодекса.

С учетом изложенного названный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 08.12.2005 (резолютивная часть от 05.12.2005) по делу N А50-38757/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.



Председательствующий

КРОТОВА Г.В.

Судьи

ВАРЛАМОВА Т.В.

ВАСИЛЕНКО С.Н.