Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2006 N Ф09-793/06-С1 по делу N А50-41990/05 Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поэтому требования общества по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов на расчетный счет правомерны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2006 г. Дело N Ф09-793/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Варламова Т.В., судей Кротовой Г.В., Поротниковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 05.12.2005 по делу N А50-41990/05.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “Салон Молодость“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании незаконным отказа инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 93230 руб. и о возложении на инспекцию обязанности произвести возврат названной суммы страховых взносов. Третье лицо: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловскому району г. Перми.

Решением суда первой инстанции от 05.12.2005 (судья Власова О.Г.) заявление удовлетворено: отказ в возврате страховых взносов признан незаконным, на инспекцию возложена обязанность вернуть обществу из бюджета уплаченные страховые взносы в сумме 93230 руб.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом названных инспекцией норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21.09.2005 общество обратилось в инспекцию с письмом о возврате на его расчетный счет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 93230 руб.

Письмом от 18.10.2005 N 09-08/25724 инспекцией было отказано в возврате названных страховых взносов на том основании, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Считая отказ инспекции в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в силу ст. 78 Кодекса возврату подлежат и платежи во внебюджетные фонды.

Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.



В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.

В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у общества имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 93230 руб., за возвратом которой оно обратилось в инспекцию.

Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме инспекцией не оспаривается.

Таким образом, требования общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на расчетный счет, согласно ст. 78 Кодекса, правомерны.

Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.

С учетом изложенного названный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 05.12.2005 по делу N А50-41990/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий

ВАРЛАМОВА Т.В.



Судьи

КРОТОВА Г.В.

ПОРОТНИКОВА Е.А.