Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 06.02.2006 N Ф09-109/06-С5 по делу N А47-8593/05 С учетом того, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, но при этом Ф.И.О. не приняты необходимые меры для устранения коллизии в праве, вывод суда о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот многодетным семьям, в спорной сумме за счет федерального бюджета является правильным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2006 г. Дело N Ф09-109/06-С5“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Азанова П.А., судей Арсенова И.Г., Матанцева И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (далее - УФК по Оренбургской области) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2005 (резолютивная часть от 17.11.2005) по делу N А47-8593/05.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество с ограниченной ответственностью “Оренбургская региональная компания по реализации
газа“ (далее - ООО “Оренбургрегионгаз“) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Матвеевского района Оренбургской области (далее - администрация района), Финансовому отделу администрации Матвеевского района Оренбургской области (далее - Финансовый отдел администрации района), Минфину России в лице УФК по Оренбургской области о взыскании 59374 руб. 67 коп. убытков, связанных с предоставлением в течение 2004 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате газа, в том числе 53219 руб. 98 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, 4281 руб. 14 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“, 1873 руб. 55 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда первой инстанции от 22.11.2005 (резолютивная часть от 17.11.2005; судья Лапшина Н.Ю.) с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Оренбургрегионгаз“ взыскано 53219 руб. 98 коп. убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано.

В суде апелляционной инстанции дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России в лице УФК по Оренбургской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права (ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжения главы администрации Оренбургской области
от 08.07.1992 N 578-р), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, возложение ответственности по возмещению убытков истца исключительно на Минфин России является неправомерным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в период с января по декабрь 2004 г. ООО “Оренбургрегионгаз“, отпуская газ населению, предоставляло льготы по его оплате на основании Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“, Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Ссылаясь на то, что расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, возмещены частично, ООО “Оренбургрегионгаз“ обратилось в арбитражный суд с названным иском.

После подачи искового заявления и до принятия по делу решения Финансовый отдел администрации района частично возместил расходы истца (6154 руб. 69 коп.), что подтверждается платежными поручениями от 29.07.2005 N 108, от 02.08.2005 N 121.

Взыскивая с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Оренбургрегионгаз“ 53219 руб. 98 коп. убытков, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу убытков подтверждаются материалами дела, и, поскольку федеральный законодатель не исполнил своих обязанностей по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, возмещение расходов должно производиться за счет
средств федерального бюджета.

Данные выводы суда являются правильными.

Согласно подп. “б“ п. 1 Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Расходы, понесенные ООО “Оренбургрегионгаз“ в связи с предоставлением льгот, составляют его убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые, будучи причиненными незаконными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.

Отсутствие до настоящего момента такого порядка и условий возмещения расходов не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов граждан.

Расходы на обеспечение социальной защиты населения, к которым относятся и расходы по социальной поддержке многодетных семей, финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов (п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах с учетом того, что льготы многодетным семьям установлены федеральным законодательством, но при этом Ф.И.О. не
приняты необходимые меры для устранения коллизии в праве, вывод суда о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот многодетным семьям, в сумме 53219 руб. 98 коп. за счет федерального бюджета является правильным.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела.

При рассмотрении дела судом первой инстанции были установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, обжалуемый судебный акт является законным, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2005 (резолютивная часть от 17.11.2005) по делу N А47-8593/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

АЗАНОВ П.А.

Судьи

АРСЕНОВ И.Г.

МАТАНЦЕВ И.В.