Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2006 N Ф08-5424/2006-2287А по делу N А63-2874/2006-С7 Полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 октября 2006 года Дело N Ф08-5424/2006-2287А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Ф.И.О. заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ставропольскому краю и третьих лиц - государственного учреждения “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоселицкому району“ и государственного учреждения “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому району“, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2006 по делу
N А63-2874/2006-С7, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического лица Лобкарев Г.К. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) произвести возврат излишне уплаченных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 22409 рублей 75 копеек.

Решением от 14.04.2006 заявление предпринимателя удовлетворено. Судебный акт мотивирован следующим: материалами дела доказан факт переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 22409 рублей 75 копеек; полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов возложены на налоговые органы.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 14.04.2006 и отказать в удовлетворении требований предпринимателя. Заявитель указывает, что из содержания Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, что исключает применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов, являются законными.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 22.11.2005 предприниматель обратился в налоговую инспекцию с заявлением, в котором просил переплату по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 17142 рублей 97 копеек (КБК 18210202010061000160 ОКАТО 07244810000) перенести на КБК 18210202010061000160 ОКАТО 07210501000, а переплату по страховым взносам на накопительную
часть пенсии в сумме 3756 рублей 78 копеек с КБК 18210202020061000160 ОКАТО 07244810000 перенести на КБК 18210202020061000160 ОКАТО 07210501000.

Письмом от 19.12.2005 N 1020 налоговый орган отказал предпринимателю в проведении зачета, ссылаясь на то, что законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов, и не установлен порядок проведения такого зачета (возврата).

В феврале 2006 года предприниматель повторно обратился в налоговую инспекцию с заявлением, в котором просил возвратить переплату по страховым взносам в сумме 22409 рублей 75 копеек на расчетный счет, открытый в учреждении Сберегательного банка в г. Благодарном. Письмом от 22.03.2006 N 1337 налоговая инспекция оставила заявление предпринимателя без удовлетворения.

Не согласившись с действиями налоговой инспекции, предприниматель обратился в суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствовался тем, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по проведению зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней возложена на налоговые органы.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей. Пунктом 13 этой статьи предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При рассмотрении спора суд обоснованно отклонил довод заинтересованного лица о неприменении к спорным правоотношениям
положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (далее - Закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда признаны налоговые органы. Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Закону N 115-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, и удовлетворил заявленные требования.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 4240/06.

Правовые основания для отмены или изменения решения суда от 14.04.2006 и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.04.2006 по делу N А63-2874/2006-С7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.