Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2006 N Ф08-4581/2006-1963А по делу N А25-3998/2005-5 Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 октября 2006 года Дело N Ф08-4581/2006-1963А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя на заявителя - Акционерного коммерческого банка Сберегательного банка Российской Федерации в лице Карачаево-Черкесского отделения N 8585, в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике, третьих лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике, государственного учреждения “Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике“, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение от 02.03.2006 и постановление апелляционной инстанции
от 29.06.2006 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-3998/2005-5, установил следующее.

Акционерный коммерческий банк Сберегательного банка Российской Федерации в лице Карачаево-Черкесского отделения N 8585 (далее - банк) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия налоговой инспекции в части отказа в проведении зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 489 тыс. рублей в счет уплаты страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и об обязании произвести соответствующий зачет.

Решением от 02.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2006, заявление удовлетворено в полном объеме. Судебные акты мотивированы следующим: материалами дела доказан факт переплаты страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии; полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 02.03.2006, постановление апелляционной инстанции от 29.06.2006 и передать дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что содержание Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) свидетельствует о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, что исключает применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 09.11.2005 банк обратился в государственное учреждение “Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике“ с заявлением о проведении
зачета излишне уплаченных взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 489 тыс. рублей (КБК N 18210202030061000160) на накопительную (КБК N 18210202020061000160). В тот же день отделением принято решение о проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов с КБК N 18210202030061000160 на КБК N 18210202020061000160. С сопроводительным письмом от 09.11.2005 N 2155 данное решение направлено отделением в налоговую инспекцию для дальнейшего оформления заключения по форме N 21.

14.12.2005 банк обратился в налоговую инспекцию с письмом N 01-7073 с просьбой о проведении зачета вышеуказанной суммы.

Письмом от 14.12.2005 N 2285 налоговая инспекция отказала в проведении зачета и оставила решение отделения без исполнения со ссылкой на статью 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, указав, что налоговыми органами осуществляется только контроль за уплатой страховых взносов.

Не согласившись с действиями инспекции по отказу в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов, банк обратился в суд.

Удовлетворяя требования банка, суд обоснованно руководствовался следующим.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных
внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 25 названного Закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы и осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральным законом от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда признаны налоговые органы.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений
налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Таким образом, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку вывода суда первой инстанции, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 29.06.2006 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-3998/2005-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.