Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2006 N Ф08-4176/2006-1778А по делу N А61-410/2006/4 Решение суда подлежит отмене, поскольку его выводы о применении нормы права не соответствуют действующему законодательству, обстоятельствам и доказательствам по делу, кроме того, суд при разрешении спора не рассмотрел по существу факт вменяемого обществу нарушения Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 сентября 2006 года Дело N Ф08-4176/2006-1778А“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества “Севосгаз“, заинтересованного лица - Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия - Алания, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и заявивших ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия - Алания на решение от 31 марта 2006 года Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-410/2006/4, установил следующее.
ОАО “Севосгаз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) от 22.02.2006 о привлечении общества к административной ответственности по статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“.
Решением суда от 31 марта 2006 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Решение мотивировано тем, что суду не представлено доказательств опубликования нормативных правовых актов, которыми на управление возложены функции по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административном правонарушении по статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Заинтересованное лицо отмечает, что Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, опубликовано в “Собрании законодательства РФ“ 09.08.2004, N 32, ст. 3348 и “Российской газете“ N 170 11.08.2004. Приказ Ростехнадзора от 29.11.2004 N 278 “Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях“ зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 30.12.2004 N 6248 и опубликован в “Российской газете“ N 7 19.01.2005. Положение об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия - Алания (РД-02-037-2004), утвержденное Приказом Ростехнадзора от 22.11.2004 N 216, не подлежит публикации в средствах массовой информации. Суд не рассмотрел факт правонарушения по существу.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением управления от 22.02.2006 общество привлечено к административной ответственности по статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Признавая данное постановление незаконным, суд первой инстанции сослался на отсутствие доказательств опубликования Положения об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия - Алания (РД-02-037-2004), утвержденного Приказом Ростехнадзора от 22.11.2004 N 216.
Согласно пункту 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.07.99 N 217, государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции. Положение об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия - Алания (РД-02-037-2004), утвержденное Приказом Ростехнадзора от 22.11.2004 N 216, не является типовым, примерным положением о территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, носит ненормативный характер, поэтому не подлежит обязательному опубликованию в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2005 N 736) “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ и регистрации в Минюсте России. Согласно названному Положению управление является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривают органы государственного горного и промышленного надзора, а также органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (статьи 23.31, 23.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (опубликовано в “Собрании законодательства РФ“ 09.08.2004, N 32, ст. 3348, и “Российской газете“ N 170 11.08.2004), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; органом государственного энергетического надзора; специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2004 N 278 “Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях“ (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 30.12.2004 N 6248 и опубликован в “Российской газете“ N 7 19.01.2005) в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочиями составлять протоколы об административном правонарушении наделены руководители территориальных органов и их заместители, начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
Тем самым суд сделал необоснованный вывод об отсутствии надлежащих доказательств возложения на управление функций по составлению протоколов об административном правонарушении и рассмотрению дел об административном правонарушении по статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, поскольку его выводы о применении нормы права не соответствуют действующему законодательству, обстоятельствам и доказательствам по делу.
Суд при разрешении спора по существу не рассмотрел факт вменяемого обществу нарушения статьи 9 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом первой (апелляционной) инстанции. В силу части 1 статьи 286 Кодекса полномочия суда кассационной инстанции заключаются в проверке законности обжалуемых судебных актов и правильности применения судом первой (апелляционной) инстанции норм материального и процессуального права, поэтому дело следует направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления и норм действующего законодательства исследовать фактические обстоятельства дела и оценить имеющиеся доказательства по спору.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31 марта 2006 года Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-410/2006/4 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.