Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.08.2006 N Ф08-3841/2006-1652А по делу N А63-4943/2006-С4 Заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку закон предусматривает иной (внесудебный) порядок взыскания недоимки по налогу, пени и санкций по решению налоговых органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 августа 2006 года Дело N Ф08-3841/2006-1652А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя, заинтересованного лица - предпринимателя без образования юридического лица Ф.И.О. извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя на определение от 23.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2006 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-4943/2006-С4, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании
с предпринимателя без образования юридического лица Агеева В.А. (далее - предприниматель) 5 тыс. рублей штрафа за налоговое правонарушение.

Определением от 23.03.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2006, заявление налоговой инспекции возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ предусматривает иной (внесудебный) порядок взыскания недоимки по налогу, пени и санкций в размере до 5000 рублей: по решению налоговых органов.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 23.03.2006, постановление апелляционной инстанции от 24.05.2006 и принять новый судебный акт. Заявитель указывает на необходимость применения в данной ситуации пунктов 3, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а не статьи 103 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая инспекция просит взыскать с предпринимателя санкцию в связи с тем, что не реализовала процедуру бесспорного взыскания в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебными инстанциями установлено, что заявление о взыскании 5 тыс. рублей штрафа за налоговое правонарушение подано после вступления в силу Закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ (далее - Закон N 137-ФЗ). Данное обстоятельство не оспаривается налоговой инспекцией.

Возвращая заявление, суд исходил из того,
что взыскание с предпринимателей недоимки по налогу, пени и санкций на сумму до 5 тыс. рублей производится по решению налоговых органов без обращения в арбитражный суд. Данный вывод является правильным.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Законом N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ он вступает в силу с 01.01.2006. Пунктом 2 названной статьи установлено, что после 01.01.2006 рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации подлежат заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые на основании Закона могут взыскиваться по решению налогового органа, только в том случае, если они поданы налоговыми органами и не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу данного Закона.

В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 содержится разъяснение, согласно которому Закон N 137-ФЗ предусматривает иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.

В связи с этим
при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны взыскиваться во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного довод налоговой инспекции о том, что пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право обращения в суд налоговых органов с заявлением о взыскании недоимки по налогу в случае пропуска 60-дневного срока для принятия решения о взыскании путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, не может быть принят во внимание.

Обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, исследованы судом полно и всесторонне, им дана соответствующая правовая оценка.

Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 23.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.2006 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-4943/2006-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.