Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2006 N Ф08-3589/2006-1553А по делу N А32-10153/2006-14/276-34АЖ В удовлетворении заявленных требований общества о привлечении к административной ответственности за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции отказано, так как розничная продажа алкогольной продукции осуществлялась без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, отсутствия постоянного контроля за сопроводительными документами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 августа 2006 года Дело N Ф08-3589/2006-1553А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Рассвет“, заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу ООО “Рассвет“ на решение от 26 мая 2006 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10153/2006-14/276-34АЖ, установил следующее.

ООО “Рассвет“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Геленджику о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2006 N 15-30/87 о привлечении к административной
ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Решением суда от 26 мая 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что розничная продажа алкогольной продукции осуществлялась без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, отсутствия постоянного контроля за сопроводительными документами.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указано, что у налоговой инспекции отсутствуют полномочия на составление протокола по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Документы на алкогольную продукцию у общества имелись и были представлены. В статье 14.16 Кодекса не предусмотрена ответственность за непредставление документов во время проверки.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция не согласилась с доводами общества, указала на доказанность факта совершения правонарушения и просила оставить жалобу без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция 17.03.2006 провела проверку магазина “Рассвет“, принадлежащего обществу, в ходе которой установлены следующие нарушения: при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции не представлены товарно-транспортные документы на горькую настойку “Мерная“, коньяк “КС“, водку “Парламент “Мандарин“. Представителем заявителя 20.03.2006 были представлены в налоговый орган товарно-сопроводительные документы на коньяк “КС“, водку “Парламент “Мандарин“. Данное обстоятельство зафиксировано актом дополнительной проверки от 20.03.2006. Общество 21.03.2006 в налоговую инспекцию представило документы на горькую настойку “Мерная“. По фактам выявленных нарушений составлены акт проверки от 17.03.2006 N 15-41/73, акты дополнительных проверок от 20 и 21 марта 2006 года, протокол об
административном правонарушении от 21.03.2006. По результатам рассмотрения административного материала принято постановление от 28.03.2006 N 15-30/87 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление обжаловано в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал обоснованный вывод о том, что ООО “Рассвет“ правомерно привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещен оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, или оборот без сертификатов соответствия, без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками или региональными специальными марками (статьи 25, 26). Статьей 2 Закона установлено, что под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа алкогольной продукции. В соответствии со статьей 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Закона, в том числе товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), и без сертификатов соответствия.

В связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987, утратили силу, в то время как Правила продажи
отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, дополнены новым разделом XIX, регулирующим особенности продажи алкогольной продукции. На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации (пункт 139 раздела XIX Правил продаж отдельных видов товаров).

Таким образом, каждая торговая точка должна иметь сертификат соответствия (его надлежаще оформленную копию), товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации). Факт отсутствия товарно-транспортных накладных на момент проведения проверки подтверждается протоколом об административном правонарушении от 21.03.2006 и не отрицается обществом. Заинтересованное лицо представило в налоговый орган документы после проверки. В данном случае допущенное обществом несоблюдение правил торговли алкогольной продукцией относится к нарушению иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое наступает по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что указанные нарушения являются нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и образуют состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы об отсутствии у налоговой инспекции полномочий на составление протокола об административном правонарушении является необоснованным. Исходя из части 1 статьи 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Протоколы об административных правонарушениях
согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. В силу статьи 2 названного Закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Исходя из пункта 20 Правил продажи алкогольной продукции, действовавших на момент совершения административного правонарушения, контроль за их соблюдением осуществляется в том числе федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов. Пунктом 6.6 этого Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба, реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

Данные меры в силу части
1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются административным наказанием, которое применяется за совершение административного правонарушения для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что у органов Федеральной налоговой службы имеются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса.

Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26 мая 2006 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10153/2006-14/276-34АЖ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.