Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2006 N Ф08-3442/2006-1491А по делу N А32-54121/2005-9/1174 Дело направлено на новое рассмотрение в связи с тем, что в материалах дела имеются сведения о смерти ответчика, при этом суд не дал оценку этому обстоятельству и не принял в связи с этим процессуального решения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 августа 2006 года Дело N Ф08-3442/2006-1491А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Краснодарскому краю, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, заинтересованного лица - крестьянского хозяйства Кондратенко А.И., рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2006 по делу N А32-54121/2005-9/1174, установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением
о ликвидации крестьянского хозяйства Кондратенко А.И. на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 02.02.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в силу статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком сроков подачи в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, а не ликвидацию предприятия.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются общие нормы о порядке ликвидации юридических лиц, в том числе статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации крестьянского хозяйства является неоднократное и грубое нарушение норм законодательства (статья 61 Гражданского кодекса Российской федерации), выразившееся в непредставлении в налоговый орган бухгалтерской отчетности (статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

Как видно из материалов дела, крестьянское хозяйство Кондратенко А.И. зарегистрировано постановлением администрации Крыловского района от 13.08.92 N 412.

Налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о ликвидации крестьянского хозяйства, ссылаясь на неоднократное и грубое нарушение им требований законодательных актов. Заявление обосновано тем, что крестьянское хозяйство с 01.01.2002 не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность.

По мнению налоговой инспекции, возможность ликвидации такого юридического лица предусмотрена
статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае осуществления деятельности с неоднократными нарушениями закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В силу части 3 статьи 23 данного Закона крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона N 74-ФЗ и нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Федерального закона N 74-ФЗ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Условия и порядок прекращения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств регулируются нормами Федерального закона N 74-ФЗ. Перечень оснований прекращения деятельности фермерского хозяйства установлен статьей 21 указанного Закона и является исчерпывающим. Аналогичные условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства предусмотрены Законом РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“. Данными нормативными актами не предусмотрено грубое нарушение закона в качестве основания прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Исходя из указанных обстоятельств, нормы статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица к крестьянскому (фермерскому) хозяйству не применяются.

При рассмотрении дела суд первой инстанции направлял извещение главе крестьянского хозяйства Кондратенко А.И. с указанием времени и места судебного заседания, почтовое уведомление возвратилось без вручения, с указанием, что Кондратенко А.И. умер (л.д. 17). Данному обстоятельству суд первой инстанции не дал соответствующей правовой оценки. В связи с изложенным
дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором суду необходимо истребовать документы, подтверждающие факт смерти Кондратенко А.И., и в соответствии с процессуальным законодательством разрешить вопрос о замене ответчика, если имеются правопреемники.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2006 по делу N А32-54121/2005-9/1174 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.