Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.2006 N Ф08-3445/2006-1495А по делу N А32-11786/2006-63/51-16АЖ Отсутствие специально оборудованного и изолированного помещения кассы на предприятии образует состав правонарушения, предусмотренного статьей “Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций“ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 августа 2006 года Дело N Ф08-3445/2006-1495А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Здоровье“, представителя от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2006 по делу N А32-11786/2006-63/51-16АЖ, установил следующее.

ООО “Здоровье“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) от 11.04.2006 N 00110 о привлечении заявителя к
административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью.

Решением от 24.05.2006 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что сам по себе факт отсутствия окошка для выдачи денежных средств и капитального крепления сейфа к полу не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. Заявитель указывает, что факт отсутствия окошка для выдачи денежных средств и отсутствие у сейфа капитального крепления к полу являются нарушениями по технической укрепленности касс, что образует состав правонарушения по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Здоровье“ просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда от 24.05.2006 - без изменения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку кафе “Дон Кихот“, принадлежащего обществу, по вопросам соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка хранения денежных средств. В ходе проверки установлено, что помещение кассы не соответствует Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение N 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 09.93 N 40, далее - Порядок ведения кассовых операций): в помещении кассы отсутствует окошко
для выдачи денежных средств, сейф капитально не укреплен.

Данное нарушение зафиксировано в протоколах осмотра от 20.02.2006 N 121 и N 123, от 22.02.2006, акте проверки от 20.02.2006 и актах дополнительной проверки от 21.02.2006 N 00031 и от 22.02.2006 б/н, а также в протоколе об административном правонарушении от 24.03.2006 N 00162.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 11.04.2006 N 00110 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что факт правонарушения, выразившийся в несоблюдении обществом порядка хранения денежных средств и несоответствии помещения кассы Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, подтверждается материалами дела. Вместе с тем сам по себе факт отсутствия окошка для выдачи денежных средств и капитального крепления сейфа к полу не образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод суда не соответствует нормам материального права.

Согласно пункту 29 Порядка ведения кассовых операций помещение кассы должно быть изолировано.

Приложение N 3 к названному Порядку устанавливает, что помещения кассы для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей должны быть, в частности, изолированными от других служебных и подсобных помещений; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.

При рассмотрении дела суд установил, что специально оборудованное и изолированное помещение кассы в кафе отсутствует (торговая выручка хранится в сейфе в кабинете заведующего кафе, который не отвечает
требованиям пункта 3 Приложения N 3 к Порядку ведения кассовых операций). Факты нарушений подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что налоговый орган должен доказать наличие у заявителя свободных денежных средств и их размер, подтвердить факт их хранения. При этом суд сослался на имеющиеся в материалах дела договор банковского счета от 17.08.2005 N 3762, приходный кассовый ордер от 04.08.2005 N 9 и квитанцию от 18.08.2005 N 135 как на доказательство сдачи обществом торговой выручки в банк.

Между тем сами по себе договор банковского счета и приходные кассовые ордера (л.д. 53-57) не свидетельствуют о ежедневной сдаче денежных средств в банк. Квитанции от 18.08.2005 N 135 и от 25.08.2005 N 107 (л.д. 62) действительно подтверждают факт перечисления выручки на открытый по договору от 17.08.2005 в Анапском филиале ОАО “ЮгБанк“ счет N 40702810400001003762. Однако указанные перечисления осуществлялись в августе 2005 года и не могут быть признаны надлежащими доказательствами при рассмотрении дела об административном правонарушении, выявленном в марте 2006 года. Иные доказательства сдачи дневной выручки в банк в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, согласно объяснению кассира-операциониста, данному в ходе проверки 20.02.2006 (л.д. 43), заработная плата работникам выдается по месту работы ежемесячно, торговая выручка сдается ежедневно в помещении кафе.

Таким образом, факт совершения обществом правонарушения подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения
свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, отказав в удовлетворении заявления ООО “Здоровье“ о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции от 11.04.2006 N 00110.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2006 по делу N А32-11786/2006-63/51-16АЖ отменить. В удовлетворении заявления ООО “Здоровье“ отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.