Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.05.2006 N Ф08-2101/2006-873А по делу N А32-7222/20-14 Заявление возвращено истцу в связи с тем, что заявление подано с нарушением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и законодательства, регламентирующего порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 18 мая 2006 года Дело N Ф08-2101/2006-873А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - территориального филиала N 4 государственного учреждения “Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“ и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью “Инкомсервис“, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального филиала N 4 государственного учреждения “Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“ на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2006 по делу N А32-7222/20-14, установил следующее.

Территориальный филиал N 4 государственного учреждения “Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской
Федерации“ (далее - Фонд социального страхования) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 5 тыс. рублей штрафных санкций на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон N 125-ФЗ) за непредставление ООО “Инкомсервис“ установленной отчетности за 9 месяцев 2005 года.

Определением суда от 10.03.2006 заявление возвращено Фонду социального страхования в связи с тем, что заявление подано с нарушением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и законодательства, регламентирующего порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

Фонд социального страхования обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что положения статьи 3 Федерального закона от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) не распространяются на порядок взыскания штрафных санкций за нарушения, совершенные страхователями до вступления данного Закона в силу. В данном случае штраф взыскивается по итогам 9 месяцев 2005 года.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании
с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Федеральным законом N 137-ФЗ установлен иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.

Согласно статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Таким образом, закон установил внесудебный порядок взыскания штрафных санкций в указанных суммах. Поэтому эти суммы штрафов не могут быть взысканы в судебном порядке после 01.01.2006 посредством обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно статье 19 Федерального закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом
Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности страхователя осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.

В связи с этим при обращении органов социального страхования в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании санкций в указанных статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации суммах, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод Фонда социального страхования о том, что положения Федерального закона N 137-ФЗ не распространяются на порядок взыскания штрафных санкций за нарушения, совершенные страхователями до вступления данного Закона в силу, не может быть принят во внимание.

Согласно статье 3 Федерального закона N 137-ФЗ заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в том случае, если они поданы в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Иных исключений из установленного внесудебного порядка взыскания штрафных санкций Закон не содержит.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возвратил заявление Фонда социального страхования на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого определения.

Руководствуясь статьями 274, 286
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2006 по делу N А32-7222/20-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.