Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2006 N Ф08-1069/2006-461А по делу N А20-2283/2004 В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что возврат и зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика. При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления апелляционной инстанции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 марта 2006 года Дело N Ф08-1069/2006-461А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Нальчикское Инвестиционное Агентство Недвижимости“ и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики (ранее - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики на решение от 19.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2005 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-2283/2004, установил
следующее.

ООО “Нальчикское Инвестиционное Агентство Недвижимости“ (далее - ООО “НИАН“, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики (далее - налоговая инспекция) по зачету 9 рублей 31 копейки переплаты общества по целевому сбору на содержание милиции в счет погашения задолженности по пеням.

Решением от 19.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2005, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция не вправе самостоятельно, без волеизъявления налогоплательщика, произвести зачет переплаты по целевому сбору на содержание милиции в счет погашения задолженности по пеням по этому же сбору.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований.

По мнению заявителя жалобы, действия налоговой инспекции по зачету переплаты по целевому сбору на содержание милиции в счет погашения недоимки по пеням по тому же сбору являются законными и обоснованными.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, у ООО “НИАН“ по состоянию на 09.04.2004 образовалась переплата по целевому сбору на содержание милиции в сумме 174 рублей 11 копеек.

Решением от 09.04.2004 налоговая инспекция зачла переплату по основному платежу по целевому сбору на содержание милиции в счет погашения недоимки по пене по тому же сбору в сумме 9 рублей 31 копейки.

Уведомлением N 480
налоговая инспекция сообщила обществу о произведенном зачете.

В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало действия налоговой инспекции в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

На основании пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению
налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, при наличии переплаты налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать, куда направлять образовавшуюся переплату - на исполнение обязанности по уплате налогов или сборов, на уплату пеней в тот же бюджет, либо на погашение недоимки, а налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Налоговый орган вправе направить суммы излишне уплаченного налога на уплату пеней только в случае волеизъявления на это налогоплательщика.

Правом же самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.

Судом установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что ООО “НИАН“ с заявлением о зачете в налоговую инспекцию не обращалось.

Следовательно, у последней отсутствовали правовые основания для принятия решения о зачете имеющейся переплаты в счет погашения задолженности по пеням.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 5735/05 указано, что возврат и зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления апелляционной инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не
установлено.

В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которая в силу указанных нормативных актов освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.08.2004 и постановление апелляционной инстанции от 23.08.2005 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-2283/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.