Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2006 N Ф08-722/2006 по делу N А32-14955/2005-17/267 Поскольку обязательство по векселю возникло до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и требование об оплате векселя предъявлено обществом после признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, то требование о взыскании такого долга не может быть рассмотрено в исковом производстве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 1 марта 2006 года Дело N Ф08-722/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от истца - общества с ограниченной ответственностью “Межрегионгаз“, в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества “Кропоткинский химический завод“, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Межрегионгаз“ на определение от 27.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14955/2005-17/267, установил следующее.

ООО “Межрегионгаз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к АООТ “Кропоткинский химический завод“ (в настоящее время ОАО “Кропоткинский химический завод“) о взыскании
5030 тыс. рублей, в том числе 5 млн. рублей оплаты по векселю и 30 тыс. рублей издержек по протесту векселя в неплатеже.

Определением от 27.06.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.11.2005, исковое заявление общества оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции признал неправомерными доводы истца о том, что заявленные им требования относятся к текущим и подлежат рассмотрению в отдельном производстве вне рамок дела о банкротстве.

В кассационной жалобе общество просит отменить определение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Заявитель указывает на нарушение статей 5 и 134 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве). По его мнению, суд не обосновал вывод о том, что срок исполнения обязательства по оплате векселя наступил в период процедуры наблюдения - 01.07.2004. Срок исполнения обязательства по векселю наступил с даты открытия конкурсного производства, следовательно, требование кредитора по денежному обязательству, вытекающему из простого векселя, возникло в ходе конкурсного производства и в силу статей 5 и 134 Закона о банкротстве относится к текущим платежам и должно быть удовлетворено вне конкурсной массы.

Отзыв на жалобу не представлен. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, АООТ “Кропоткинский химический завод“ (далее - завод) выдало ОАО “Кубаньэнерго“ простой вексель N 3988370 от 20.01.2003 номинальной стоимостью 5 млн. рублей со сроком оплаты по предъявлении, но не ранее 01.07.2004. По индоссаменту вексель передан обществу, которое
предъявило его к оплате. 3 марта 2005 г. нотариус совершил протест векселя в неплатеже. Неоплата векселя послужила основанием для обращения общества в суд с иском.

Арбитражный суд Краснодарского края по делу N А32-4583/2004-1/34Б определениями от 27.01.2004 принял к производству заявление о возбуждении производства о банкротстве и 29.03.2004 в отношении завода введена процедура наблюдения. Решением от 18.10.2004 завод признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, в деле о банкротстве и в процедурах банкротства текущими платежами являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.

Из
материалов дела следует, что вексельное обязательство - обязанность по уплате вексельного долга - возникло 20.01.2003, т.е. до принятия заявления о признании должника банкротом. Требование об уплате вексельной суммы предъявлено обществом 03.03.2005, после признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду абзацы 1 и 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, а не пункты 1 и 7 статьи 126 Закона.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, иным имущественным требованиям, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства.

Поскольку обязательство по векселю возникло до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и требование об оплате векселя предъявлено обществом после признания должника банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, то требование о взыскании такого
долга не может быть рассмотрено в исковом производстве в силу пункта 1 статьи 126 и пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве.

Таким образом, иск на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно оставлен без рассмотрения как подлежащий рассмотрению в деле о банкротстве.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 27.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14955/2005-17/267 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.