Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2006 N Ф08-33/2006-19А по делу N А15-1492/2005 Суд правомерно отнес к формам учета и отчетности по валютным операциям справку о подтверждающих документах и грузовую таможенную декларацию, обязанность представления которых уполномоченному банку возложена на резидентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 января 2006 года Дело N Ф08-33/2006-19А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Дагстекло“, в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Дагстекло“ на решение от 28.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1492/2005, установил следующее.

ОАО “Дагстекло“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора в Республике Дагестан (далее - управление), в котором просило признать незаконным и отменить постановление от 24.08.2005 N 82-05/47-п (далее - постановление) о назначении административного наказания в сумме 50 тыс. рублей.

Решением суда от 28.09.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление изменено, штраф снижен до 40 тыс. рублей.

Судебный акт мотивирован следующим. Факт нарушения обществом валютного законодательства подтверждается материалами дела. Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении от 02.08.2005 и постановление соответствуют предъявляемым требованиям. Управлением соблюден порядок привлечения к административной ответственности. Суд отклонил как необоснованные доводы общества об отсутствии обязанности представления в банк справки о подтверждающих документах и грузовой таможенной декларации. Суд учел обстоятельства, смягчающие ответственность общества, и снизил размер наказания до минимального.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новое решение, заявленные требования удовлетворить.

По мнению общества, решение суда первой инспекции и постановление апелляционной инстанции являются незаконными, так как при их вынесении суд нарушил часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 6, 23, 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ). Суд первой инстанции в решении не обосновал, почему справка и грузовая таможенная декларация являются формами учета и отчетности по валютным операциям. Справка о представляемых документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям. В действиях общества отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6
статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд применил норму права, не подлежащую применению.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить судебные акты как незаконные и удовлетворить заявленные обществом требования.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, управление провело проверку общества по вопросам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В ходе проверки выявлено несоблюдение обществом порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Так, в нарушение требований части 5 статьи 23 и части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ и пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение) общество не представило документов, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ГТД N 10302010/171204/0002406), и справку о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту осуществлен вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 02.08.2005 N 82-05/47, вынесено постановление от 24.08.2005 N 82-05/47-п, которым заявитель привлечен к ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 50 тыс. рублей.

Общество, считая привлечение к административной ответственности
незаконным, обратилось в суд с заявлением об отмене постановления.

При рассмотрении спора суд установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные в деле доказательства, дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права.

Несоблюдение установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям указано одним из признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Орган административной юрисдикции и суд к числу этих документов учета и отчетности отнесли справку о подтверждающих документах и грузовую таможенную декларацию.

Кассационная инстанция считает этот вывод основанным на правильном применении норм материального права. Так, убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации допускается с разрешения таможенного органа, для получения которого декларантом представляются соответствующие документы и заявление в письменной форме с сообщением сведений о товарах, их таможенном режиме и другой информации, необходимой для таможенных целей (части 1, 2 статьи 120, часть 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации). Факт подачи таможенной декларации и необходимых документов фиксируется в день их получения таможней. С момента ее принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (части 1, 3 статьи 132 Кодекса).

В соответствии с пунктом 12 статьи 13 и статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, всех юридических и физических лиц.

Порядок представления уполномоченным банкам резидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 3 статьи 23
Закона N 173-ФЗ).

В силу пункта 2 части 2 статьи 24 и пункта 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“, зарегистрированного в Минюсте России 16.06.2004 N 5848 (далее - Положение), на резидентов возложена обязанность представлять в банк паспорт сделки (далее - ПС) и документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие факт вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

На основании пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ резиденты при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к данной Инструкции; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ.

В силу части 3 статьи 22 Закона N 173-ФЗ уполномоченные
банки, подотчетные Банку России, являются агентами валютного контроля. Обязанность представления резидентами документов, подтверждающих факт передачи товаров в целях осуществления валютного контроля, установлена также пунктом 9 части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (абзац третий части 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ). Таким образом, таможенная декларация является документом, удостоверяющим факт вывоза товаров за пределы таможенной границы Российской Федерации. Ее направление производится в целях учета валютных операций и осуществления контроля за проведением операций по внешнеэкономическому контракту, что следует из пункта 2.1 Положения.

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (справка о подтверждающих документах). Эти документы представляются в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной границы Российской Федерации.

Следовательно, вывод суда об отнесении справки о подтверждающих документах и грузовой таможенной декларации к формам учета и отчетности по валютным операциям, представляемым агентам валютного контроля в целях учета валютных операций по внешнеэкономическому контракту и осуществления контроля за их проведением, правомерен.

Факт направления этих документов в уполномоченный банк с нарушением установленного срока обществом не отрицается и подтверждается материалами дела.

Материалами дела также доказано наличие вины, событие и состав административного правонарушения, совершенного обществом, за которое установлена ответственность по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Органом административной юрисдикции соблюдены сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности. Административное наказание наложено в
пределах санкции, устанавливающей ответственность за совершение правонарушения, и срока давности привлечения к ответственности.

Арбитражный суд оценил имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Переоценка установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.

Судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

В силу части 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.09.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2005 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1492/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.