Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 30.08.2006 N ВКПИ06-48 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими ст. 13, пункта “а“ статьи 14 и пункта “ж“ статьи 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2006 г. N ВКПИ06-48

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Королева Л.А.,

при секретаре - Н.,

с участием заявителя капитана 1 ранга К., старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.П. представителей заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации Б., Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению капитана 1 ранга К. о признании статьи 13, пункта “а“ статьи 14 и пункта “ж“ статьи 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 “О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“ (далее - Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153), не соответствующими базовому жилищному законодательству Российской Федерации,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением.

Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что в соответствии со статьей 13 Правил, субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, которая определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте. Пунктом “а“ статьи 14 Правил установлен повышающий коэффициент 1,2 к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади для г. Москвы. Рассчитанная с учетом этого коэффициента и в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 79 от 6 июля 2006 года “О средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2006 г. “ стоимость 1 кв. м общей площади жилья, не позволяет ему и членам его семьи реализовать свои права на покупку жилья по избранному месту жительства в г. Москве, так как требуются дополнительные вложения денежных средств, что не предусмотрено пунктом 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

В этой связи К. утверждает что статьей 13, пунктом “а“ статьи 14 Правил нарушаются его
жилищные права.

В заявлении также указывается, что с ноября 2004 года К. и члены его семьи являются участниками программы на получение государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) для приобретения жилья в г. Москве. Осенью 2005 года установленным порядком на его имя в войсковую часть 13005 поступил ГЖС, однако он ему выдан не был, так как с него и с совершеннолетних членов его семьи потребовали оформить и подписать обязательство об освобождении занимаемого им жилого помещения в г. Северодвинске, установленное пунктом “ж“ статьи 44 Правил. Как считает заявитель, оформление такого обязательства применительно к имеющемуся у него жилому помещению, которое является муниципальным, предоставленным по договору социального найма, ведет к нарушению жилищных прав его и членов его семьи, а именно: ограничивает его в праве пользования данным жилым помещением двумя месяцами после того, как будет куплено другое жилое помещение по ГЖС, что является нарушением ч. 2 ст. 60 ЖК РФ; лишает его права приватизировать это жилье, что является нарушением требований п. 6 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, нарушает принцип неприкосновенности жилища и принцип недопустимости произвольного лишения жилища, то есть не соответствует требованиям ст. 35, ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2, 3, ч. ч. 4 и 8 ст. 5, ч. 1 ст. 6 ЖК РФ.

К. в судебном заседании свои требования полностью поддержал.

Представители заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации Б. и Т. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.

При этом они поддержали возражения на заявление К., в которых указано, что доводы заявителя относительно приобретения жилья только за
счет средств безвозмездной субсидии без привлечения собственных или кредитных ресурсов необоснованны, так как предоставляемые субсидии являются лишь способом оказания помощи гражданам в покупке и строительстве жилья со стороны государства. Законодательными актами в области жилищного строительства не предусмотрена обязанность государства по полной оплате рыночной стоимости жилья.

Соглашаясь на участие в Программе, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма.

Относительно утверждения К., о том, что закрепленное и пункте “ж“ статьи 44 Правил обязательство об освобождении занимаемого гражданином жилого помещения, даваемое им при получении ГЖС, нарушает жилищные права заявителя, Б. пояснил, что на основании п. 30 Правил участники Подпрограммы, соглашаясь с условиями участия в ней, обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, независимо от того, на праве собственности или по договору найма гражданином осуществляется владение жилым помещением. В противном случае, граждане отстраняются от участия в Подпрограмме.

Аналогичная норма о сдаче жилых помещений и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства содержится в пункте 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

Выслушав объяснения К., представителей Правительства Российской Федерации Б. и Т. исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.Н. полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление К. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон
связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется ГЖС.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 “О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан“ (в редакции от 22 июля 2002 года N 770) в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В частности, в соответствий с абзацем 1 пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ обеспечение жильем военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными
органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Как следует из абзаца 4 этого же пункта, порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“ Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации 2 марта 2006 года приняло Постановление N 153, утвердившее оспариваемые К. Правила.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в “Собрании законодательства Российской Федерации“ - 27 марта 2006
года N 13, ст. 1405), в “Российской газете“ - 5 апреля 2006 года (N 69).

Таким образом, оспариваемое К. Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Вопреки доводам заявителя К., оснований утверждать, что оспариваемые им нормы - статьи 13, 14 пункт “а“ и 44 пункт “ж“ Правил противоречат действующему законодательству и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и его, не имеется.

Статьей 13 Правил установлено, что субсидия предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. “а“ ст. 14 Правил при расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории Дальневосточного экономического района, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области применяется повышающий коэффициент 1,2 к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.

В ст. 44 Правил указаны документы, которые предоставляет гражданин - участник подпрограммы для получения сертификата и, в частности, в соответствии
с п. “ж“ этой статьи им предоставляется обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживании.

Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания оспариваемого Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - Подпрограмма) и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется ГЖС.

Об этом прямо указано в п. 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В этом же пункте и пункте 6 Правил говорится, что участие в Подпрограмме является добровольным, участвовать в ней могут граждане, изъявившие такое желание.

Органы исполнительной власти, осуществляющие выдачу сертификатов, обязаны проинформировать граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане - дать согласие на участие в ней на этих условиях.

Поэтому, изъявив желание участвовать в Подпрограмме
и улучшить его жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.

В частности, он соглашается с определенным статьями 13 и 14 Правил порядком расчета размера субсидии для приобретения жилья на территории избранного им субъекта Российской Федерации.

Как верно отмечено в заявлении, средняя рыночная стоимость жилья, определяемая в соответствии с Правилами, действительно не может в полной мере соответствовать фактически сложившимся рыночным ценам в субъекте Федерации.

Это подтверждается и содержанием п. 13 Правил, согласно которому субсидия предоставляется в размере, эквивалентом расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Вместе с тем метод ее определения как среднего арифметического стоимости жилья на первичном и вторичных рынках жилья и стоимости нового строительства в субъекте Федерации, в полной мере учитывает механизм формирования рыночных цен на жилье в Российской Федерации.

Так, согласно подпункту “а“ пункта 3 Постановления Правительства от 21 марта 2006 года определение расчетной стоимости жилого помещения производится в соответствии с утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации методикой на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики, предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данных мониторинга рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Кроме этого, следует отметить, что Правительство Российской Федерации в силу предоставленных ему законодательством полномочий обладает исключительным правом определения порядка таких расчетов.

При оценке законности оспариваемых положений Правил суд учитывает также и то обстоятельство, что при покупке жилья с использованием ГЖС гражданин получает субсидию в размере пропорциональном средней рыночной стоимости жилья в субъекте Федерации и на указанную в сертификате сумму может
рассчитывать как при покупке более дорогого жилья, находящегося в областном центре, так и более дешевого в районном центре, но входящем в состав одного субъекта Федерации.

Соглашаясь на участие в Подпрограмме, гражданин избирает способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления права на субсидию удостоверенного государственным жилищным сертификатом, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма.

Поскольку гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно, государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения, в том числе и только за счет средств федерального бюджета.

Гражданин никоим образом не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств.

В случае если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решать свою жилищную проблему и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, как очередник на получение жилья на условиях социального найма.

Таким образом, закрепив за гражданами - участниками Подпрограммы, право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, путем получения ГЖС, Подпрограмма не исключает возможность решения военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, жилищной проблемы в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, то есть улучшения жилищных условий как очередника на получение государственного или муниципального жилья по договору социального найма.

С учетом изложенного выше суд не может согласиться с доводами К. о том, что оспариваемые им нормы статьи 13, пункта “а“ статьи 14 Правил противоречат ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, а также жилищному законодательству и ущемляют право военнослужащих на получение жилья, установленное законом.

По этим же основаниям суд считает несостоятельным и довод заявителя о признании недействующим п. “ж“ ст. 44 Правил, в соответствии с которым для получения сертификата гражданин - участник Подпрограммы дает обязательство о сдаче (передаче) занимаемого жилья в случае реализации им сертификата.

Об этом же говорится ст. 30 Правил - граждане - участники Подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им и членам их семей на праве собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

Следовательно, граждане, соглашаясь с условиями участия в Подпрограмме, обязаны передать ранее занимаемые жилые помещения в государственную собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением. В противном случае, гражданин отстраняется от участия в Подпрограмме.

Кроме того, суд учитывает, что п. “ж“ ст. 44 Правил полностью соответствуют п. 14 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, фактически устанавливающей, что одним из условий обеспечения военнослужащих - граждан жилым помещением, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, является сдача ими жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по прежнему месту жительства при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласуется эта норма Правил и с требованиями жилищного законодательства, предписывающими, что в случае предоставления жилья от органов государственной власти или органа местного самоуправления, т.е. так же как и при получении ГЖС за счет бюджетных средств, вопрос обеспеченности жильем разрешается исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ), а также содержащими указание о том, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч. 7 ст. 57 ЖК РФ).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые К. нормы - статья 13, пункт “а“ статьи 14 и пункт “ж“ статьи 44 Правил соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, а Постановление, утвердившее Правила, принято в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и официально опубликовано для всеобщего сведения, заявление К. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 198 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

К. в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 13, пункта “а“ статьи 14 и пункта “ж“ статьи 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 “О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы“ отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий

Л.А.КОРОЛЕВ