Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2006 N 91-о06-13 Приговор по делу о мошенничестве оставлен без изменения, поскольку наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного и смягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 августа 2006 года

Дело N 91-о06-13

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Магомедова М.М.,

судей Старкова А.В.,

Подминогина В.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 31 августа 2006 года кассационное представление государственного обвинителя Козловой Т.Г. на приговор Псковского областного суда от 15 июня 2006 года, которым

Д., <...>, ранее не судимый,

осужден по ст. ст. 30 ч. 3 и 159 ч. 3 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, в силу ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 3 года.

Д. осужден за покушение на мошенничество с использованием своего служебного положения в крупном размере.

Преступление совершено в октябре - ноябре 2004 года в г. Пскове при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Д. виновным себя не признал.

Заслушав доклад судьи Старкова А.В., объяснение адвоката Шавровой Г.П., возражавшей против удовлетворения кассационного представления, мнение прокурора Морозовой Л.М., не поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей приговор оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

в кассационном представлении государственного обвинителя Козловой Т.Г. поставлен вопрос об отмене приговора и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение.

В представлении указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, уголовный закон применен неправильно, а назначенное осужденному наказание является чрезмерно мягким.

В обоснование доводов представления указывается, что исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что Д., являясь заместителем главы и членом Совета администрации г. Пскова, занимал служебное положение, позволяющее ему способствовать принятию мэром решений, в том числе и о выделении
земельного участка, поэтому выводы суда об отсутствии в действиях Д. состава преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 4 п. “г“ УК РФ, государственный обвинитель считает необоснованными.

Кроме того, в представлении указано, что для квалификации действий Д. по ст. 290 УК РФ не имело существенного значения то обстоятельство, что во время получения взятки он находился в отпуске, а также то, что он не совершил конкретных действий по способствованию принятия интересующего П. решения другими лицами.

В представлении обращается также внимание на необоснованность выводов суда о невозможности сопоставления по времени приобщенной к материалам уголовного дела видеозаписи разговора со временем соединения Д. и С. по телефону, поскольку эти выводы опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

В возражениях на кассационное представление государственного обвинителя адвокат Шаврова Г.П. просит оставить представление без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.

Выводы суда о виновности Д. в совершении мошенничества с использованием служебного положения подтверждены судебном заседании доказательствами, полно и подробно изложенном в приговоре.

Доводы кассационного представления об отмене приговора Судебная коллегия находит несостоятельными.

Органами предварительного следствия Д. было предъявлено обвинение в том, что он, являясь должностным лицом, в полномочия которого, как члена Совета администрации города, входило решение вопросов выделения юридическим и физическим лицам земельных участков под строительство и в силу своего должностного положения, как заместитель главы администрации города, он мог способствовать положительному решению данных вопросов, согласившись помочь П. положительно решить вопрос о выделении ему земельного участка под строительство АЗС, он получил от него за это взятку в крупном размере под предлогом финансирования предвыборной кампании одного из кандидатов на должность
главы администрации области.

Однако данное обвинение, как правильно установил суд, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что Д. не мог в пределах своих должностных полномочий решить вопрос о выделении П. земельного участка и способствовать принятию такого решения. Однако поскольку, обещая П. свое содействие в положительном решении этого вопроса, Д. умышленно вводил его в заблуждение относительно своих возможностей с тем, чтобы завладеть его деньгами и другими материальными ценностями, суд квалифицировал действия Д. по ст. ст. 30 ч. 3 и 159 ч. 3 УК РФ, как покушение на мошенничество с использованием служебного положения.

Данные выводы суда Судебная коллегия находит правильными, поскольку они соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, анализ и оценка которых с надлежащей полнотой приведены в приговоре.

Выводы суда о том, что в должностные обязанности Д. не входило разрешение вопросов, связанных с выделением земельных участков, по существу не оспариваются и в кассационном представлении, а доводы представления о необоснованности выводов суда о том, что Д. не мог и способствовать положительному решению данного вопроса, не содержат достаточных обоснований и основаны лишь на предположениях, каким образом Д. мог совершить эти действия.

Как видно из имеющихся в материалах дела документов, Совет администрации г. Пскова, членом которого являлся Д., является совещательным коллегиальным органом, высказанные на заседаниях Совета мнения его членов обязательными для мэра не являются и окончательное решение по рассматриваемым на Совете вопросам принимается мэром самостоятельно. Кроме того, в период с 18 октября 2004 года Д. на заседаниях Совета участия не
принимал и вопрос о выделении П. земельного участка не рассматривался. Не установлено в судебном заседании и того, что Д. обращался с просьбами о содействии в положительном решении интересующего П. вопроса правомочным принимать данное решение.

Доводы кассационного представления о том, что после получения от П. денег и талонов Д. разговаривал по телефону с С. и просил его подписать соответствующее распоряжение в пользу П., также носят предположительный характер, поскольку данное обстоятельство материалами дела не подтверждается.

Доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности Д. в совершенном преступлении, получены с соблюдением требований УПК РФ.

Нарушений требований уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, из материалов дела не усматривается.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает что надлежащим образом оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предъявленное Д. органами предварительного следствия обвинение по ст. 290 ч. 4 п. “г“ УК РФ не нашло своего подтверждения в судебном заседании, и правильно квалифицировал его действия как покушение на мошенничество, то есть хищение чужого имущества в крупном размере, с использованием своего служебного положения.

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного и смягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Выводы суда о назначении Д. наказания с применением положений ст. 73 УК РФ мотивированы и являются обоснованными.

Оснований считать назначенное Д. наказание несправедливым вследствие его чрезмерной мягкости, как об этом ставится вопрос в кассационном представлении, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388
УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор Псковского областного суда от 15 июня 2006 года в отношении Д. оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.