Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2006 N 74-Г05-22 Заявление о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутии) от 16.06.2004 147-3 N 301-III “Об объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)“ удовлетворено правомерно, поскольку органы государственной власти субъектов РФ не наделены полномочиями правового регулирования и осуществления всех без исключения видов контроля за деятельностью объектов национального культурного достояния.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 февраля 2006 года

Дело N 74-Г05-22

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Соловьева В.Н.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутии) о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутии) от 16.06.2004 147-3 N 301-Ш “Об объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)“ недействующими по кассационной жалобе Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2005 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор РС (Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими: ч. 1 ст. 5 Закона РС (Я) “Об объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)“, в части, относящей к собственности Республики Саха (Якутия) все без исключения объекты национального культурного достояния, не отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к федеральной собственности; ч. 3 ст. 5 в части, предусматривающей передачу занимаемых земельных участков в постоянное пользование объектам национального культурного достояния, не являющихся государственной или муниципальной собственностью; ч. 4 ст. 7 в части, устанавливающей, что руководители объектов национального культурного достояния, не являющихся собственностью Республики Саха (Якутия), назначаются на должность и освобождаются от должности Указом Президента Республики Саха (Якутия), учреждения культуры и искусства, отнесенные к объектам
национального культурного достояния, самостоятельно определяют структуры, штаты, численность, формы (включая контракты) и размеры оплаты труда работников исходя из единой тарифной сетки бюджетной сферы в пределах ассигнований, выделяемых им на эти цели из государственного бюджета Республики Саха (Якутия); п. 2 ч. 1 ст. 7 в части отнесения к ведению высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия) правового регулирования отношений в области использования объектов национального культурного достояния, не являющихся собственностью Республики Саха (Якутия), п. 3 ч. 3 ст. 7 в части осуществления контроля за деятельностью объектов национального культурного достояния специально уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ, на который Правительством РС (Я) возложено государственное регулирование в области сохранения и использования объектов национального культурного достояния.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2005 года постановлено: признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. ч. 1 и 3 ст. 5, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 и ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутии) от 16.06.2004 147-3 N 301-Ш “Об объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)“.

Государственное собрание Республики Саха (Якутия) подало кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 14 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (ред. от 31.12.2005) каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие
историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 39 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (ред. от 31.12.2005)к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

Статья 5 ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ предусматривает, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Вывод суда о том, что нормы
ч. ч. 1 и 3 ст. 5, п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 и ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) “Об объектах национального культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)“ противоречат вышеназванному федеральному закону, сделан правильно, поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями правового регулирования и контроля в области сохранения и использования объектов национального культурного достояния, не имеют право определять структуру, штаты, формы и размеры оплаты труда работников объектов федеральной собственности, объекты национального культурного достояния, не отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к федеральной собственности, не могут находиться только в собственности Республики Саха (Якутия), земельные участки, занимаемые объектами национального культурного достояния, не могут передаваться им в постоянное пользование, а руководители объектов национального культурного достояния федерального значения не могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом республики.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не могут быть основанием к отмене решения.

Нормы материального права применены судом правильно.

Осуществление контроля за деятельностью объектов национального культурного достояния специально уполномоченным органом противоречит ст. ст. 37, 39 Основ законодательства РФ о культуре, поскольку к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области культуры отнесены только охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения, осуществление контроля.

Нормами ФЗ “Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации“ в качестве одного из направлений государственной охраны культурного наследия предусмотрен контроль органами государственной власти субъекта РФ за сохранением и использованием объектов культурного наследия (ст. 11 Закона). Вместе с тем этот контроль ограничен пределами компетенции данного органа.

Осуществление всех без исключения видов контроля за деятельностью
объектов национального культурного достояния противоречит нормам федерального законодательства.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного собрания Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.