Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2006 N 33-Г06-11 В удовлетворении заявления о назначении даты выборов депутатов представительного органа муниципального образования субъекта РФ отказано правомерно, поскольку в соответствии с реформой местного самоуправления на территории данного субъекта РФ приняты и действуют законодательные акты, регулирующие порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, установлена дата проведения выборов и определены полномочия органов местного самоуправления первого созыва.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 июня 2006 года

Дело N 33-Г06-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Харланова А.В.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2006 г. гражданское дело по кассационной жалобе В. на решение Ленинградского областного суда от 20 февраля 2006 г., которым В. отказано в удовлетворении заявления о назначении даты выборов депутатов представительного органа муниципального образования “Город Гатчина“ Ленинградской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Законодательного Собрания Ленинградской области М.Д., представителя главы муниципального образования “Город Гатчина“ Гатчинского муниципального района М.Е., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончарову Н.Ю., полагавшую решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

В. обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о назначении даты выборов депутатов представительного органа муниципального образования “Город Гатчина“ Ленинградской области (представительного органа муниципального образования “Город Гатчина“) и просил:

1) определить решением суда дату выборов, порядок назначения и проведения муниципальных выборов по избранию 33 депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования “Город Гатчина“ в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ и Федеральным законом от 26.11.1996 N 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“;

2) определить решением суда в качестве нормативного правового акта для проведения муниципальных выборов депутатов представительного органа
местного самоуправления города Гатчины Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (приложение к Федеральному закону “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“), и Устав муниципального образования “Город Гатчина“ Ленинградской области, зарегистрированный Ленинградской областной регистрационной палатой приказом N МО/7 от 29.08.1996 (свидетельство о государственной регистрации серии ЛО/001 N 01297);

3) обязать избирательную комиссию Ленинградской области сформировать временную избирательную комиссию по выборам депутатов представительного органа города Гатчины.

В обоснование заявленных требований В. указал, что муниципальное образование “Город Гатчина“ было образовано в 1996 г. Уставом МО “Город Гатчина“ 1996 г. предусматривалось, что представительный орган местного самоуправления состоит из 33 депутатов, избираемых сроком на четыре года. Депутаты представительного органа МО “Город Гатчина“ последнего созыва были избраны на муниципальных выборах 10.12.2000, сроки их полномочий истекли 10.12.2004.

На основании ст. 82 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и в соответствии с областным Законом N 67-оз от 29.09.2004 сроки полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления всех муниципальных образований Ленинградской области, существовавших на день вступления в силу главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003, были продлены.

Согласно же ч. 1 ст. 82 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 названные сроки могли быть продлены или сокращены не более чем на год.

9 октября 2005 г. на территории муниципального образования “Город Гатчина“ были проведены выборы депутатов
представительного органа в соответствии с областным Законом от 20.06.2005 N 50-оз.

Названный нормативный акт не подлежал применению при организации и проведении выборов депутатов представительного органа города Гатчины. По результатам проведенных выборов в представительный орган муниципального образования избрано 20 депутатов, 13 депутатских мандатов остаются вакантными.

Таким образом, на 1 января 2006 г. представительный орган Гатчинского городского поселения сформирован в численном составе, который не вправе осуществлять свои полномочия согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Изложенные обстоятельства нарушают, по мнению заявителя, его конституционные права на осуществление местного самоуправления.

По мнению заявителя, избирательная комиссия на территории муниципального образования не образована и не может быть образована в установленном законом порядке.

Постановлением избирательной комиссии Ленинградской области N 87 от 16.03.2005 территориальная избирательная комиссия города Гатчины ликвидирована.

Перечисленные обстоятельства исключают и возможность принятия решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

На 1 декабря 2006 г. уполномоченными органами решений о проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования не принималось.

Заявитель полагает, что, таким образом, допущено не только нарушение требований федерального законодательства, но и нарушены его личные избирательные права - право избирать и быть избранным.

В судебном заседании В. просил удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, которые изложены в заявлении.

Дополнительно указал, что на момент проведения выборов действовал Устав МО “Город Гатчина“ 1996 г. В результате проведения выборов в представительный орган избрано только 20 депутатов вместо 33.

Таким образом, по мнению заявителя, были нарушены его избирательные права и право на осуществление местного самоуправления. В настоящее время существует фактически два Устава муниципального образования “Город Гатчина“.

Решением Ленинградского областного суда от 20 февраля 2006
г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе В. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в соответствии с приказом от 29 августа 1996 г. Ленинградской областной палатой зарегистрирован Устав муниципального образования “Город Гатчина“ Ленинградской области.

Согласно ст. 1 названного Устава местное самоуправление в городе Гатчина осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Ленинградской области, настоящим Уставом.

Согласно ст. 16 Устава Совет депутатов города Гатчина (представительный орган городского самоуправления) представляет все население города Гатчина и осуществляет полномочия городского самоуправления в пределах, установленных Конституцией и законодательством РФ, Уставом и законодательством Ленинградской области и настоящим Уставом; городской Совет состоит из главы города и 33 депутатов, избираемых из числа жителей, постоянно проживающих на территории города не менее одного года на день выборов; срок полномочий городского Совета - 4 года. Полномочия городского Совета нового состава (созыва) начинаются со дня официального опубликования результатов выборов при условии избрания более половины от установленного числа членов Совета.

Решением Совета депутатов муниципального образования Гатчинского городского поселения Гатчинского муниципального района N 15 от 7 декабря 2005 г. принят Устав муниципального образования “Город Гатчина“ Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

16 декабря 2005 г. Главным управлением Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу названный Устав был зарегистрирован.

Согласно п. 1 ст. 2 Устава 2005 г. муниципальное образование “Город Гатчина“ в соответствии с областным Законом Ленинградской области от 22.12.2004 N 115-оз “Об установлении границ и наделении статусом городского поселения муниципального
образования “Город Гатчина“ в Гатчинском муниципальном районе“ имеет статус городского поселения в составе Гатчинского муниципального района.

В ст. 42 Устава муниципального образования “Город Гатчина“ 2005 г. указано, что названный Устав вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в соответствии с требованиями переходных положений действующего законодательства о местном самоуправлении.

В п. 4 ст. 42 Устава 2005 г. отмечено, что с момента вступления его в силу прекращает свое действие Устав муниципального образования “Город Гатчина“ Ленинградской области 1996 г.

Статьей 16 Устава муниципального образования “Город Гатчина“ 2005 г. предусмотрено, что Совет депутатов муниципального образования является представительным выборным органом местного самоуправления муниципального образования. Совет депутатов обладает правами юридического лица. Срок полномочий Совета депутатов составляет 5 лет. Совет депутатов состоит из 33 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным избирательным округам.

Областным Законом N 75-оз от 31.12.1997 были установлены границы муниципального образования “Город Гатчина“.

В судебном заседании было установлено и не оспаривалось участниками процесса то обстоятельство, что депутаты Совета депутатов муниципального образования “Город Гатчина“ избраны на муниципальных выборах 10 декабря 2000 г. Четырехлетний срок их полномочий истек соответственно 10 декабря 2004 г.

Согласно частям первой и второй ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В ст. 12 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Статьями 130 - 133 Конституции РФ предусмотрено, что местное самоуправление
осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях; местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту.

Федеральный закон 138-ФЗ от 26.11.1996 “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав.

В п. 1 ст. 1 названного Федерального закона определено, в каких случаях данный Закон подлежит применению.

В пункте 2 данной статьи указано, что настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 26.11.1996 в случаях установления нарушений конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“.

В пункте 6 названной статьи оговорено, в каких случаях принимается решение суда, предусмотренное пунктом 5 данной статьи.

6 октября 2003 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Названным Федеральным законом, по существу, изменена
действующая система местного самоуправления.

Порядок проведения реформы действующей системы местного самоуправления определен в главе 12 названного Федерального закона, вступившей в силу со дня опубликования Федерального закона, с 6 октября 2003 г.

Согласно пункту 1 части 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 в целях организации местного самоуправления в РФ в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 1 марта 2005 г. устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 в целях организации местного самоуправления в РФ в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 31 марта 2005 г. устанавливают законом субъекта РФ численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, которые не могут быть менее двух лет, определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, определяют дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г.

В части 4 ст. 84 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 указано, что на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 85 настоящего Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 г. полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по
решению вопросов местного значения на день вступления в силу настоящей главы.

Из материалов дела видно и установлено судом, что на момент вступления в силу (в указанной выше части) названного Федерального закона на территории Ленинградской области были приняты и действовали областные Законы: N 12-оз от 29.04.1996 “О местном самоуправлении в Ленинградской области“ и N 28-оз от 24.08.2000 “О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области“.

В целях реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области, предусмотренных абзацем четвертым ч. 1 ст. 84 и абзацем 1 п. 2 ч. 1 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003, был принят областной Закон N 67-оз от 29.09.2004.

Данным областным Законом установлена дата выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований Ленинградской области (второе воскресенье октября 2005 г.) и продлены (сокращены) сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, существовавших на день вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, совмещена дата выборов указанных органов и должностных лиц с датой выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований.

На основании Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 принят областной Закон N 115-оз от 22.12.2004 “Об установлении границ и наделении статусом городского поселения муниципального образования “Город Гатчина“ в Гатчинском муниципальном районе“, которым муниципальное образование “Город Гатчина“ наделено статусом городского поселения (Гатчинское городское поселение) в составе Гатчинского муниципального района, установлены границы Гатчинского городского поселения.

13 мая 2005 г. в Ленинградской области принят областной Закон N 34-оз “О выборах депутатов представительных органов муниципальных
образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области“, устанавливающий порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов.

В связи с внесением Федеральным законом N 34-ФЗ от 18.04.2005 изменений в ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 принят областной Закон N 37-оз от 30.05.2005 “Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области“.

Последний областной Закон установил:

численность депутатов, срок полномочий представительных органов первого созыва муниципальных образований Ленинградской области, образованных в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ;

порядок формирования представительных органов муниципальных районов, образованных в соответствии с требованиями Федерального закона.

Частью 1 ст. 2 областного Закона N 37-оз от 30.05.2005 установлена численность депутатов представительных органов муниципальных образований в соответствии с приложениями 1 и 2.

Согласно п. 6 приложения N 1 к областному Закону 37-оз от 30.05.2005 численность депутатов представительного органа Гатчинского городского поселения составляет 20 единиц.

В ч. 2 ст. 2 областного Закона N 37-оз от 30.05.2005 установлен срок полномочий представительных органов муниципальных образований в четыре года.

Областным Законом N 50-оз от 20.06.2005 “О назначении выборов в представительные органы муниципальных образований Ленинградской области“ на 9 октября 2005 г. назначены выборы в представительные органы муниципальных образований Ленинградской области (городские, сельские поселения, городской округ), образованные в соответствии с главой 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

В судебном заседании были исследованы: постановление N 711 от 10.10.2005 “Об утверждении итоговых протоколов по выборам депутатов представительных органов первого созыва муниципальных образований городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района по избирательным округам“ территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района, постановление избирательной комиссии Ленинградской области от 16.11.2005 N 41/281 “Об итогах выборов депутатов представительных органов муниципальных образований городских, сельских поселений и городского округа Ленинградской области 09.10.2005“, краткая таблица предварительных итогов от 10.10.2005 по территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района (система ГАС “Выборы“).

Исследовав указанные доказательства, суд установил, что выборы депутатов в Гатчинское городское поселение 9 октября 2005 г. состоялись и признаны действительными. Изложенные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.

Данных о том, что выборы были в судебном порядке оспорены и признаны недействительными, суду представлено не было.

Судом также установлено, что на заседании Совета депутатов 19 октября 2005 г. из состава депутатов избран глава муниципального образования Гатчинского городского поселения - Б.

Решением N 35 от 25.01.2006 Совет депутатов муниципального образования “Город Гатчина“ наделен статусом юридического лица в форме муниципального учреждения.

Таким образом, суд правильно исходил из того, что в соответствии с реформой местного самоуправления, проводимой на территории Российской Федерации на основании Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003, на территории Ленинградской области приняты и действуют законодательные акты, регулирующие порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, установлена дата проведения выборов, определены полномочия органов местного самоуправления первого созыва.

На момент рассмотрения дела Ленинградским областным судом выборы в представительные органы местного самоуправления на территории Ленинградской области проведены, итоги выборов опубликованы. Результаты выборов не признаны недействительными.

Совет депутатов муниципального образования Гатчинского городского поселения избран и сформирован.

С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что конституционные права В. избирать и быть избранным в органы местного самоуправления нарушены не были.

Никаких препятствий для осуществления своих избирательных прав у В. не было. В частности, заявитель мог использовать свое право избирать в органы местного самоуправления, участвуя в выборах 9 октября 2005 г., путем голосования за того или иного кандидата.

Из материалов дела следует и установлено судом, что полномочия Совета депутатов МО “Город Гатчина“ были продлены до 1 января 2006 г. на основании ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 областным Законом N 67-оз от 29.09.2004. Данный областной Закон не оспорен и не признан недействующим.

Поэтому довод заявителя о том, что полномочия Совета депутатов МО “Город Гатчина“ закончились в декабре 2004 г., равно как и утверждение о том, что Совет депутатов МО “Город Гатчина“ прекратил свою деятельность, правильно признан необоснованным.

Так как в соответствии со ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 принят областной Закон N 37-оз от 30.05.2005, непосредственно установивший численность представительного органа муниципального образования “Гатчинское городское поселение“ первого созыва - 20 депутатов и срок их полномочий, то, как правильно указал суд, и не имеется правовых оснований для удовлетворения требований о назначении выборов именно 33 депутатов представительного органа МО “Город Гатчина“.

В Ленинградской области на настоящее время действует областной Закон N 12-оз от 29.04.1996 “О местном самоуправлении в Ленинградской области“, который подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону N 131-ФЗ от 06.10.2003. Нормами последнего Закона установлены основные формы организации системы местного самоуправления в Ленинградской области и гарантии его осуществления. Действует в Ленинградской области и областной Закон N 9-оз от 17.04.1996 “Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области“.

Требование заявителя о назначении даты выборов по избранию 33 депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования “Город Гатчина“ (на момент рассмотрения дела на территории города Гатчина существует только муниципальное образование “Город Гатчина“) на основании и в соответствии с Уставом МО “Город Гатчина“ 1996 г., как обоснованно указал суд, не может быть удовлетворено, так как не соответствует требованиям главы 12 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003.

Кроме этого, из материалов дела следует и установлено судом, что на день рассмотрения дела в муниципальном образовании “Город Гатчина“ (МО “Город Гатчина“) действует Устав МО “Город Гатчина“ 2005 г., Устав МО “Город Гатчина“ 1996 г. прекратил свое действие.

С учетом изложенных обстоятельств правильно признан необоснованным и довод В. о том, что при организации и проведении выборов не подлежал применению областной Закон N 50-оз от 20.06.2005.

Утверждение В. о нарушении его права на осуществление местного самоуправления, как обоснованно указал суд, никакими доказательствами по делу не подтверждено.

Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления В. мотивирован, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 20 февраля 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу В. - без удовлетворения.