Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2006 N 78-Г06-2 Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 14.12.2005, которым отказано в удовлетворении заявления о признании в части незаконным Положения об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам РФ, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденное распоряжением от 15.12.1997 N 1262-р.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2006 г. N 78-Г06-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Соловьева В.Н. и Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 15 февраля 2006 г. дело по заявлению заместителя Прокурора Санкт-Петербурга о признании в части недействующим и не подлежащим применению Положения об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по кассационному представлению прокурора на решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2005 г., которым отказано прокурору в удовлетворении заявленного им
требования.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

15 декабря 1997 года Губернатором Санкт-Петербурга издано распоряжение N 1262-р “Об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий“, пунктом 1 которого утверждено Положение об организации работы органов Администрации Санкт-Петербурга с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам Российской Федерации, ставшим инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения социальная норма, определенная в Санкт-Петербурге для предоставления гражданам жилой площади с использованием жилищных сертификатов, составляет:

18 - 20 кв. м общей площади на одного члена семьи из двух и более человек;

29 - 33 кв. м общей площади на одинокого гражданина.

Заместитель Прокурора Санкт-Петербурга, обращаясь в суд, просил признать п. 3 Положения недействующим с 1 марта 2005 года как противоречащий Жилищному кодексу РФ, указывая, что понятие “социальная норма площади жилья“, которое ранее было установлено Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, определялось как размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, и было эквивалентно минимальному размеру предоставления жилых помещений, устанавливаемому органами государственной власти субъектов РФ в зависимости от достигнутого уровня социальной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и
других факторов, с 1 марта 2005 года, с введением в действие ЖК РФ, в федеральном жилищном законодательстве отсутствует.

По мнению прокурора и с учетом того, что в силу ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления, понятие “социальной нормы площади жилья“ не должно использоваться не только при предоставлении субсидий и компенсаций, но и при предоставлении жилой площади с использованием жилищных сертификатов.

Губернатор и Правительство Санкт-Петербурга возражали против удовлетворения заявленного прокурором требования, ссылаясь на то, что оспариваемое распоряжение издано на основании и во исполнение федеральных нормативных актов, регулирующих порядок выпуска и выдачи жилищных сертификатов, устанавливает лишь порядок организации работы с жилищными сертификатами.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2005 г. в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.

В кассационном представлении прокурором ставится вопрос об отмене указанного решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права в связи с ошибочным пониманием положений жилищного законодательства.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Санкт-Петербургского городского суда подлежащим оставлению без изменений по следующим основаниям.

Судом правильно принято во внимание, что в силу п. “к“ ст. 72 Конституции Российской Федерации, п. п. 1, 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов
местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов.

Право Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ принимать акты, регулирующие жилищные отношения, было предусмотрено и ЖК РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года (ст. 3).

В этой связи судом делается обоснованный вывод о том, что нормы жилищного законодательства могут содержаться также и в иных, кроме Жилищного кодекса РФ, нормативных правовых актах как федерального, так и регионального уровня.

Постановлением Правительства РФ N 505 от 24 апреля 1996 года “Об обеспечении жилищными сертификатами граждан Российской Федерации, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий“ Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было поручено разработать совместно с Министерством строительства РФ, Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и утвердить порядок выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов для граждан, ставших инвалидами, и семей граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, применительно к Порядку выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года N 982 (п. 4).

Во исполнение данного указания Правительства РФ 26 августа 1996 года МЧС РФ, Минстроем РФ, Правительством РФ такой Порядок утвержден.

В соответствии с п. 2 Порядка выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, ставшим
инвалидами, и семьям граждан, умерших (погибших) вследствие Чернобыльской катастрофы, нуждающимся в улучшении жилищных условий от 26.08.96 г. жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29 - 33 кв. метров общей площади на одинокого гражданина.

Как установлено судом, оспариваемое Положение разработано и принято на основании Порядка выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов... в целях реализации Постановления Правительства РФ от 24 апреля 1996 года N 505 и устанавливает в пункте 3 норму предоставления жилья по жилищному сертификату в Санкт-Петербурге в размере, соответствующем размеру, предусмотренному Порядком выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов...

Принимая данное Положение, Губернатор Санкт-Петербурга действовал в рамках предоставленной компетенции, исполняя требования п. 4 Постановления Правительства РФ N 505 от 24 апреля 1996 года и п. 2 Порядка выпуска, выдачи и погашения жилищных сертификатов...

Оспариваемое Положение, как и Постановление Правительства РФ N 505 от 24 апреля 1996 года и Порядок выпуска... на основании которых оно принято, являются специальными нормативными актами жилищного законодательства, Ф.И.О. субъекта РФ и Ф.И.О. правоотношения в сфере обеспечения жилыми помещениями с использованием жилищных сертификатов, не урегулированные в Жилищном кодексе РФ.

С указанными суждениями суда кассационная инстанция полагает необходимым согласиться.

Судом правильно отмечается в мотивировочной части решения, что норма жилой площади, о которой говорится в п. 3 Положения, является социальной нормой, определенной в Санкт-Петербурге для предоставления гражданам жилой площади с использованием жилищных сертификатов с учетом требований п. 2 Порядка выпуска,
выдачи и погашения жилищных сертификатов... которая не применяется в каких-либо иных целях, кроме указанных в данном акте, в том числе при обеспечении государственными или муниципальными жилыми помещениями по договору социального найма.

Именно в этой связи не может быть принята во внимание ссылка прокурора на положения ст. 50 ЖК РФ, в которой говорится о норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая устанавливается в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом их особого статуса законом субъекта, и установлена в Санкт-Петербурге Законом N 407-65 “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге“ в размере 18 кв. м общей площади на члена семьи, состоящей из двух и более человек, и в размере 33 кв. м на одиноко проживающего гражданина.

Норма, определенная оспариваемым Положением, также не является социальной нормой площади жилья для предоставления гражданам компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, о которой говорилось в утратившем силу Законе Санкт-Петербурга “О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге“.

В Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 1 марта 2005 года, действительно отсутствует понятие “социальная норма площади жилья“.

Следует согласиться с выводом суда, что это не создает противоречия оспариваемого Положения о порядке работы... Жилищному кодексу РФ, поскольку предметом регулирования Положения являются правоотношения в области обеспечения жилой площадью с использованием жилищных сертификатов, не урегулированные в Жилищном кодексе РФ.

Довод прокурора об отсутствии в федеральном жилищном законодательстве понятия “социальная норма площади жилья“ несостоятелен также потому, что после вступления в силу Жилищного кодекса РФ
в законодательстве, в частности, в Постановлении Правительства РФ “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“ от 29 августа 2005 года N 541, которым установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, такое понятие используется.

При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный и по существу правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования.

Следовательно, постановленное по данному делу решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2005 г. является законным и обоснованным.

Поскольку кассационное представление прокурора не содержит доводов, опровергающих суждения суда по делу, по своему содержанию сводится лишь к несогласию с оценками, сделанными судом, то не может быть принято во внимание в силу несостоятельности.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2005 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.