Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2006 N 32-Г06-14 Об оставлении без изменения решения Саратовского суда от 29.09.2006, которым было частично удовлетворено заявление о признании недействующими п. п. “а“, “в“ п. 1.4 и приложения N 1 к Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утв. постановлением правительства Саратовской области от 29.12.2005 N 460-П.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 декабря 2006 года

Дело N 32-Г06-14

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Емышевой В.А.,

судей Еременко Т.И.,

Маслова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов “а“, “в“ пункта 1.4 и приложения N 1 к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2005 года N 460-П “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год“ по кассационной жалобе Правительства Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 29 сентября 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя правительства Саратовской области по доверенности А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В.А. Кротова, полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

правительством Саратовской области 29 декабря 2005 года принято постановление N 460-П “Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год“, которое официально опубликовано в газете “Саратовская областная газета“ 12 января 2006 года.

Пунктом 1.4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год предусмотрены
объемы медицинской помощи.

Прокурор Саратовской области обратился в Саратовский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подпунктов “а“, “в“ пункта 1.4 и пункта 3 названной Программы, указав, что в оспариваемой Программе установлены заниженные нормативы объемов и условий оказания такой помощи в сравнении с установленными федеральным законодательством, что противоречит Федеральной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, а также разделам 5 и 7 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 461.

Уточнив свои требования, прокурор Саратовской области просил признать недействующими со дня принятия подпункты “а“, “в“ пункта 1.4 территориальной Программы, и приложение N 1 к ней, указывая, что в таблице N 1 приложения N 1 к территориальной Программе утвержден сводный расчет объемов и стоимости территориальной Программы.

Решением Саратовского областного суда от 25 апреля 2006 года заявление прокурора удовлетворено частично.

Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты “а“ и “в“ п. 1.4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2005 года N 460-П “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год“ в части норматива посещения, составляющего 0,524 пациенто-дня, норматива вызовов скорой помощи, составляющего 0,290 вызова, а также таблицы N 1 и N 2 - приложение N 1 к указанной Программе в части подушевых нормативов финансирования территориальной Программы, установленных
на одного жителя в год из средств бюджета, составляющих 1048,68 руб. и 1564,6 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года данное решение отменено и дело возвращено в Саратовский областной суд на новое судебное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела прокурор заявление поддержал и просил признать недействующими со дня принятия подпункты “а“, “в“ пункта 1.4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год и приложение к ней N 1. В качестве основания привел те же доводы, что и при первоначальном рассмотрении дела Саратовским областным судом.

Решением Саратовского областного суда от 29 сентября 2006 г. заявление прокурора Саратовской области удовлетворено частично.

Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты “а“, “в“ пункта 1.4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области, бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2005 года N 460-П “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Саратовской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год“ в части норматива посещения, составляющего 9,099 посещения, норматива пациенто-дней, составляющего 0,524 пациенто-дня, в том числе в рамках территориальной программы - 0,460 пациенто-дня, норматива вызовов скорой медицинской помощи, составляющего 0,290 вызова, а также таблицы N 1 и N 2 приложения N 1 (3. Сводный расчет объемов и стоимости территориальной Программы госгарантий) к названной Программе в части подушевых нормативов финансирования территориальной Программы, установленных на одного жителя в год из средств бюджета, составляющих 1048,68
рублей и 1564,6 рублей.

В остальной части заявление прокурора Саратовской области оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Правительство Саратовской области просит решение Саратовского областного суда от 29 сентября 2006 г. отменить ввиду нарушения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В соответствии с пунктом “ж“ части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями части 3 статьи 3, пункта 15 статьи 5, пункта 5 статьи 6 и статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ от 22 июля 1993 года, согласно которым к полномочиям федеральных органов государственной власти в вопросах охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение Программы государственных гарантий, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и утверждение территориальных программ, включающих в себя территориальные программы ОМС. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой госгарантий, а законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Базовую программу
ОМС разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными Программами, не могут быть ниже установленных в базовой Программе.

Оспариваемыми в настоящем деле подпунктами “а“, “в“ пункта 1.4 территориальной Программы установлены нормативы объемов медицинской помощи, в частности, норматив посещений, составляющий 9,099 посещения, норматив пациенто-дней, составляющий 0,524 пациенто-дня, в том числе в рамках территориальной Программы - 0,460 пациенто-дня, норматив вызовов скорой медицинской помощи, составляющий 0,290 вызова, а также подушевые нормативы финансирования территориальной Программы, установленные в таблицах N 1 и N 2 приложения N 1 (Сводный расчет объемов и стоимости территориальной Программы госгарантий) к территориальной Программе, на одного жителя в год из средств бюджета, составляющие 1048,68 рублей и 1564,6 рублей.

Между тем, установленной федеральным законодательством Программой государственных гарантий и Программой ОМС (норматив посещений - 9,198 посещения, норматив пациенто-дней - 0,577, норматив вызовов скорой медицинской помощи - 0,318 вызова, подушевые нормативы финансирования, установленные в расчете на 1 человека в год за счет средств соответствующих бюджетов, в размере 1765 рублей) указанные нормативы выше, поэтому судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемым актом ограничиваются права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Саратовской области, на получение медицинской помощи в части объемов медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования территориальной Программы, установленных на одного жителя в год из средств бюджета.

Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав положения действующего федерального законодательства и оспариваемой Программы, пришел к обоснованному выводу о том, что указанный нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации противоречит требованиям федерального законодательства, в связи с чем правильно признал его противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части.

При данных обстоятельствах дела оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции Судебная коллегия не находит.

Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права в части предоставления гражданам гарантированного объема медицинской помощи, поскольку федеральным законодателем установлены требования о гарантированности видов медицинской помощи, а не ее количестве и объемах оказания гражданам, не может быть признан состоятельным, поскольку основаны на субъективном толковании норм материального права без взаимосвязи с другими нормами права, регулирующими данные вопросы.

Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения в областном суде, им дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно признаны несостоятельными.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Саратовского областного суда от 29 сентября 2006 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Саратовской области - без удовлетворения.