Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2006 N 82-Г05-11 Изменение судом решения иностранного суда при удовлетворении ходатайства о его признании и принудительном исполнении на территории РФ недопустимо.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2006 г. N 82-Г05-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кнышева В.П.

судей Пчелинцевой Л.М.

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании от 24 января 2006 года частную жалобу М. на определение Курганского областного суда от 22 августа 2005 года, которым разрешено принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения Лисаковского городского суда Костанайской области Республики Казахстан от 18 апреля 1999 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Лисаковского городского суда Костанайской области Республики Казахстан от 18 апреля 1999 года с Ж.А. в пользу Ж.Е. взысканы
алименты на содержание сына Максима, 9 мая 1997 года рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка, начиная с 13 апреля 1999 года, и до его совершеннолетия.

Определением Лисаковского городского суда Костанайской области Республики Казахстан от 16 марта 2005 года по заявлению М. произведена в исполнительном производстве замена взыскателя Ж.Е. на М.

М. обратилась с ходатайством к компетентному суду Российской Федерации о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации указанного судебного постановления, поскольку должник проживает в п. Мишкино Курганской области Российской Федерации.

Рассмотрев заявленное ходатайство, Курганский областной суд определением от 22 августа 2005 года разрешил принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения Лисаковского городского суда Костанайской области Республики Казахстан от 18 апреля 1999 года о взыскании с Ж.А., <...>, в пользу М. алиментов на содержание сына Максима, 9 мая 1997 года рождения, в размере 1/4 части всех видов дохода, но не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан ежемесячно, начиная с 23 сентября 2004 года и до достижения сыном совершеннолетия.

В частной жалобе М. выражает несогласие с определением суда, считает его незаконным и просит его изменить. При этом заявитель ссылается на то, что алименты не выплачивались Ж.А. с момента вынесения решения Лисаковского городского суда Костанайской области Республики Казахстан от 18 апреля 1999 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, находит, что имеются основания для изменения обжалуемого определения суда.

Согласно ч. 1 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Российская Федерация и Республика Казахстан
являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (далее Конвенция).

В соответствии со ст. ст. 53, 54 Конвенции суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. В случае если условия соблюдены, суд выносит решение о принудительном исполнении. Основания к отказу в признании и исполнении решений судов Договаривающихся Сторон называет ст. 55 Конвенции и ч. 1 ст. 412 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя ходатайство М. о признании и разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения Лисаковского городского суда Костанайской области Республики Казахстан от 18 апреля 1999 года, правомерно исходил из того, что основания для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда отсутствуют.

Вместе с тем, в определении Курганского областного суда содержится указание о взыскании алиментов с Ж.А., начиная с 23 сентября 2004 года, которое Судебная коллегия находит неправильным по следующим основаниям.

В п. 3 ст. 54 Конвенции предусмотрено, что порядок принудительного исполнения определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой должно быть осуществлено принудительное исполнение.

Исполнение решения иностранного суда в Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“, а в силу ст. 70 данного закона порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определяется Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения
об уплате алиментов к взысканию. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

Устанавливая взыскание алиментов с Ж.А. на территории Российской Федерации с 23 сентября 2004 года, суд не учел вышеприведенные нормы Конвенции и Семейного кодекса Российской Федерации. Поэтому указание суда о взыскании алиментов с Ж.А. с 23 сентября 2004 года нельзя признать правильным, в связи с чем определение Курганского областного суда в этой части подлежит отмене.

В резолютивной части обжалуемого определения суда постановлено взыскивать с Ж.А. алименты в размере не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан. Однако в решении Лисаковского городского суда Костанайской области Республики Казахстан от 18 апреля 1999 года, о разрешении принудительного исполнении которого М. заявлено ходатайство, такого указания не содержится. Таким образом, в данном случае Курганский областной суд фактически изменил решение иностранного суда. Между тем, Конвенцией и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации таким полномочием в отношении решения иностранного суда суд не наделен.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение суда в части взыскания с Ж.А. алиментов с 23 сентября 2004 года и в размере не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан подлежащим отмене, а в остальной части - оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Курганского областного суда от 22 августа 2005 года изменить в части, касающейся даты взыскания с Ж.А. алиментов с 23 сентября 2004 года и размера не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан, исключив из резолютивной части определения
указание о взыскании алиментов с Ж.А., начиная с 23 сентября 2004 года и в размере не менее одного необлагаемого минимума доходов граждан, в остальной части определение суда оставить без изменения.