Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2006 N 92-Г06-13 В удовлетворении заявления в части признания недействительными части 10 статьи 25, части 5 статьи 61 Закона Республики Тыва “О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“ от 23.06.2006 N 1869 ВХ-1 отказано правомерно, так как требование о размещении в избирательном бюллетене фамилий, имен, отчеств не менее чем двух кандидатов из региональной части республиканского списка кандидатов является дополнительной гарантией реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 октября 2006 года

Дело N 92-Г06-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Еременко Т.И.,

Емышевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 г. N 1869 ВХ-1 “О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“ по кассационному представлению прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 30 августа 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.И., заключение помощника Генерального прокурора Российской Т.А. Власовой, не поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законодательной палатой Республики Тыва 1 июня 2006 г. принят и одобрен Палатой Представителей Республики Тыва 22 июня 2006 г. Закон “О выборах депутатов Законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тыва“, который подписан Председателем Правительства Республики Тыва 23 июня 2006 г.

Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими некоторых положений названного Закона, в частности ч. 1 ст. 12 Закона, которой регулируются вопросы представления сведений о числе избирателей, зарегистрированных на территории Республики Тыва, на территориях муниципальных образований для создания избирательных округов, указав в заявлении, что данная норма в части возложения обязанности на исполнительные органы государственной власти представлять данные о числе избирателей на соответствующей территории в
избирательную комиссию Республики Тыва противоречит положениям ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Кроме того, частью 10 статьи 25 оспариваемого Закона урегулирован вопрос о включении в региональную часть республиканского списка не менее двух кандидатов, между тем в соответствии с пунктом 6 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ при проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части, т.е., по мнению прокурора, часть 10 статьи 25 в части возложения обязанности на исполнительные органы государственной власти представлять данные о числе избирателей, часть 5 статьи 61 оспариваемого Закона Республики Тыва в части установления требований о размещении в избирательном бюллетене фамилий, имен, отчеств не менее чем двух кандидатов из региональной части республиканского списка кандидатов противоречат Федеральному закону.

В судебном заседании Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва и Председатель Правительства Республики Тыва с заявлением согласились в части противоречия федеральному законодательству ч. 1 ст. 12 оспариваемого Закона. В остальной части заявленных прокурором требований просили суд отказать.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 30 августа 2006 г. заявленные прокурором требования удовлетворены частично. Суд признал противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 1 статьи 12 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 г. N 1869 ВХ-1 “О
выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“ в части слов “исполнительными органами государственной власти Республики Тыва“. В удовлетворении остальной части требований прокурору отказано.

Прокурор Республики Тыва подал кассационное представление, в котором просит решение Верховного Суда Республики Тыва от 30 августа 2006 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Суд правильно пришел к выводу о противоречии федеральному законодательства ч. 1 ст. 12 оспариваемого Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 г. “О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“ в части слов “исполнительными органами государственной власти Республики Тыва“.

Частью 10 статьи 25 Закона Республики Тыва предусмотрено, что в случае, если республиканский список кандидатов разбивается на республиканскую и региональную части, то в республиканскую часть включаются кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, в количестве не более пяти кандидатов, а каждая из региональных групп кандидатов должна включать не менее двух кандидатов, а частью 5 статьи 61 Закона Республики Тыва предусмотрено, что в случае разбивки республиканского списка кандидатов на региональные группы в избирательном бюллетене под наименованием избирательного объединения помещаются фамилии, имена и отчества не менее двух кандидатов из региональной группы этого республиканского списка кандидатов, соответствующей той территории региональных групп, для голосования на которой предназначены эти бюллетени.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 10 статьи 25, части 5 статьи 61 оспариваемого Закона Республики Тыва, суд первой инстанции правильно руководствовался
положениями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, согласно которым, при проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, краткие наименования избирательных объединений, а также фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части и эмблемы избирательных объединений (в одноцветном исполнении).

Поскольку в федеральном законодательстве не содержится требований к минимальной численности кандидатов, которые должны быть включены в список кандидатов и его соответствующие региональные части при выдвижении списка кандидатов избирательным объединением, то законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, данный вывод суда подтверждается позицией Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, изложенной в письме председателю избирательной комиссии Республики Тыва N 05-15/2075 от 8 августа 2006 г.

Поскольку часть 10 статьи 25, часть 5 статьи 61 оспариваемого Закона Республики Тыва о размещении в избирательном бюллетене фамилий, имен, отчеств не менее чем двух кандидатов из региональной части республиканского списка кандидатов не противоречит федеральному законодательству и по существу являются дополнительными гарантиями реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, суд не нашел оснований для признания оспариваемых положений противоречащими федеральному законодательству и недействующими не имеется.

Доводы кассационного представления о том, что оспариваемые нормы Закона субъекта противоречат Федеральному закону были предметом рассмотрения суда, им дана правовая оценка и оснований к отмене постановленного по делу решения не установлено.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 30 августа 2006 г. - оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.