Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2007, 08.10.2007 по делу N А60-6558/2007-С11 Поскольку предъявленная истцом к взысканию в порядке субсидиарной ответственности задолженность была первоначально истребована в судебном порядке от основного должника, предпринятые истцом попытки получения задолженности в рамках исполнительного производства по выданному судом исполнительному листу оказались безрезультатными, требования истца о взыскании задолженности с собственника имущества в порядке субсидиарной ответственности удовлетворены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 октября 2007 г. Дело N А60-6558/2007-С11(изготовлен полный текст)8 октября 2007 г.“(объявлена резолютивная часть)

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Крашенинникова Д.С. при ведении протокола судебного заседания судьей Крашенинниковым Д.С. рассмотрел в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства “Водоканал“ к Муниципальному образованию “Артемовский городской округ“, третьи лица: Муниципальное учреждение Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“, Финансовое управление в Артемовском городском округе, Комитет по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа, Дума Артемовского городского округа, о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании 21618470 руб. 56 коп.,

при участии в судебном заседании: от истца -
Гончарова С.Г., представитель, по доверенности от 03.07.2007; от ответчика - Ланцева И.А., представитель, по доверенности N 740/24 от 25.04.2007.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. Арбитражный суд Свердловской области с учетом ч. 1 ст. 123 в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ проводит судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в арбитражный суд с иском о привлечении ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“ и взыскании задолженности в размере 21618470 руб. 56 коп.

Как установлено определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.08.2006 по делу N А60-13191/2006-С4 между муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства “Водоканал“ (далее - МУП ВКХ “Водоканал“) и Муниципальным учреждением Артемовского городского округа “Управление жилищно-коммунальным хозяйством“ (далее - МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“) существуют обязательственные отношения, основанные на договорах N 72 от 06.02.2002, N 37 от 01.09.2000 и от 22.11.1999. Данным определением утверждено мировое соглашение.

Однако МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ условия заключенного мирового соглашения в установленные сроки не исполнены, что и послужило основанием для обращения МУП ВКХ “Водоканал“ в арбитражный суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества муниципального учреждения.

С учетом произведенных уточнений исковых требований истец просит взыскать с ответчика задолженность в размере 19333000 руб. 00 коп.

В документе, видимо, допущен пропуск текста после слов “...денежных средств в размере 21618470 руб. 56 коп...“.

Ответчиком представлен отзыв с возражением относительно удовлетворения исковых требований. Он просит оставить иск без
рассмотрения, поскольку в установленном порядке истцом исполнительный лист о взыскании с МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ денежных средств в размере 21618470 руб. 56 коп. в Финансовое управление в Артемовском городском округе.

МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ представило отзыв, в котором с исковыми требованиями истца не согласно полностью, полагает, что отсутствуют правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ собственника его имущества - Артемовского городского округа.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 7 мая 2007 г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансовое управление в Артемовском городском округе и Комитет по управлению городским имуществом Артемовского городского округа.

В судебном заседании 6 июня 2007 г. ответчик пояснил, что Артемовский городской округ является дотационной территорией, то есть муниципальным образованием, не имеющим собственных средств, достаточных для решения вопросов местного значения.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа представлен отзыв, в котором с требованиями истца не согласен полностью, пояснив, что с 01.01.2004 в МО “Артемовский район“ введено казначейское исполнение местного бюджета, которое осуществляет Финансовое управление в МО “Артемовский район“.

Финансовым управлением в МО “Артемовский район“ представлен отзыв, в котором оно также не согласно с требованиями истца.

Финансовым управлением в МО “Артемовский район“ к судебному заседанию 6 июля 2007 г. представлена Справка от 02.07.2007 N 02/4305, согласно которой в управлении на исполнении находится исполнительный лист по делу N А60-13191/2006-С4 на сумму 21618470 руб. 56 коп.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 1 августа 2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные
требования относительно предмета спора, привлечена Дума Артемовского городского округа.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13 сентября 2007 г. судебное разбирательство отложено на 8 октября 2007 г. в связи с удовлетворением ходатайства истца об отложении судебного заседания с целью представления дополнительных доказательств, подтверждающих невозможность должника исполнить исполнительный лист N 178857.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

в рамках арбитражного дела N А60-13191/2006-С4 Арбитражным судом Свердловской области рассмотрен иск МУП ВКХ “Водоканал“ к МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ о взыскании 21618470 руб. 56 коп. задолженности по договорам N 72 от 06.02.2002, N 37 от 01.09.2000 и от 22.11.1999.

Определением Арбитражного суда Свердловской области о прекращении производства по делу от 01.08.2006 по делу N А60-13191/2006-С4 утверждено мировое соглашение, заключенное между истцом и ответчиком. Согласно данному определению МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ полностью признает задолженность перед МУП ВКХ “Водоканал“ в размере 21618470 руб. 56 коп., а также согласован график погашения задолженности до 30 апреля 2007 г.

Названное определение вступило в законную силу, в кассационном порядке не обжаловалось.

30 октября 2006 года на основании указанного определения арбитражным судом выдан исполнительный лист N 178857 на взыскание с МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ в пользу МУП ВКХ “Водоканал“ вышеупомянутой суммы задолженности.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Артемовского подразделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области от 18 декабря 2006 года исполнительное производство по указанному исполнительному листу окончено в связи с отсутствием имущества и денежных средств. В связи с чем 18 декабря 2006 года в отношении МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ судебным приставом-исполнителем Хусаиновым Д.М. составлен акт о невозможности взыскания.

Как видно из представленной
Справки от 02.07.2007 N 02/4305 МУП ВКХ “Водоканал“ представил в Финансовое управление в Артемовском городском округе исполнительный лист N 178857 от 30 октября 2006 г. по делу N А60-13191/2006-С4, который находится на исполнении с 9 июня 2007 г.

Согласно сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, представленным 23 июля 2007 г. Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области, все имеющиеся у МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ счета закрыты.

В то же время письмом от 17.09.2007 N 02/5001 Финансового управления в Артемовском городском округе подтверждено частичное погашение задолженности и приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“.

С учетом изложенного в силу ч. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации судом установлено, что должником не исполнены требования исполнительного листа N 178857 от 30 октября 2006 г. в течение трех месяцев (исполнительный лист предъявлен 09.06.2007, срок исполнения - 09.09.2007).

Таким образом, взыскателем предприняты все возможные меры для взыскания задолженности за счет денежных средств основного должника.

Согласно ч. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником и финансируемая им полностью или частично.

В силу постановления Главы муниципального образования “Артемовский район“ от 16.06.2003 N 601 организация казначейского исполнения и казначейское исполнение местного бюджета возложено на Финансовое управление в муниципальном образовании “Артемовский район“.

В то же время из представленных объяснений муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“, постановлений Главы Артемовского городского округа от 18.04.2005 N 426 и от 09.12.2005 N 1393, Устава муниципального учреждения следует, что оно создано в целях координации деятельности жилищно-коммунальных служб и является главным распорядителем средств бюджета в сфере жилищно-коммунального
хозяйства.

Как следует из материалов дела, МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ является некоммерческой организацией - бюджетным учреждением Артемовского городского округа. Собственником имущества муниципального учреждения является Артемовский городской округ. Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, что подтверждается Справкой от 12.04.2007 N 02/1168. МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ является подведомственным учреждением муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“.

Данное муниципальное учреждение Определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2007 привлечено в качестве представителя Артемовского городского округа. При этом суд руководствовался абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ“, в котором разъяснено, что в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

В силу Закона Свердловской области от 12 октября 2004 года N 93-ОЗ “Об установлении границ Муниципального образования Артемовский район и наделении его статусом городского округа“ Муниципальное образование Артемовский район наделено статусом городского округа.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную ответственность. Таким образом, взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

При этом следует отметить, что в силу п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными
правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику, кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование. Кроме того, в отношении субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения следует учитывать присущую ей в силу положений п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации особенность, состоящую в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

Указанные условия истцом соблюдены в полном объеме.

Как следует из материалов дела, предъявленная истцом к взысканию в порядке субсидиарной ответственности денежная сумма была первоначально истребована в судебном порядке от основного должника, предпринятые истцом попытки получения указанной суммы по результатам рассмотрения арбитражным судом иска к основному должнику в рамках исполнительного производства по выданному арбитражным судом исполнительному листу оказались безрезультатными, требования истца о взыскании 19333000 руб. 00 коп. с собственника имущества МУ Артемовского городского округа “УЖКХ“ в порядке субсидиарной ответственности обоснованны и правомерны.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению
от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, которым в силу п. 1 названной статьи в отношении средств местного бюджета являются орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным учредителям и получателям средств местного бюджета, определенное ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 Постановления от 22 июня 2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ“ разъяснил, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. При удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом,
составляющим казну.

В силу постановления Главы муниципального образования “Артемовский район“ от 16.06.2003 N 601 организация казначейского исполнения и казначейское исполнение местного бюджета возложено на Финансовое управление в муниципальном образовании “Артемовский район“.

При таких обстоятельствах долг муниципального учреждения Артемовского городского округа “Управления жилищно-коммунального хозяйства“ перед муниципальным унитарным предприятием водопроводно-канализационного хозяйства “Водоканал“ в сумме 19333000 руб. 00 коп. подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования “Артемовский городской округ“ за счет казны Муниципального образования “Артемовский городской округ“.

По общему правилу, предусмотренному в ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2007 г. МУП ВКХ “Водоканал“ предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до принятия решения по делу. Следовательно, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 3 ст. 110 АПК РФ).

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено предоставление льгот по уплате государственной пошлины муниципальным образованиям (ст. 333.35 и 333.37).

Требования истца признаны судом обоснованными (Определением Арбитражного суда Свердловской области о прекращении производства по делу от 01.08.2006 по делу N А60-13191/2006-С4), в связи с чем на основании ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, к которым относится государственная пошлина, подлежат отнесению на ответчика в размере 100000 руб. 00 коп., что соответствует сумме исковых требований 19333000 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст. 110,
167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства “Водоканал“ удовлетворить.

2. Взыскать с муниципального образования “Артемовский городской округ“ за счет казны муниципального образования “Артемовский городской округ“ в пользу муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства “Водоканал“ в порядке субсидиарной ответственности задолженность в размере 19333000 руб. 00 коп.

3. Взыскать с муниципального образования “Артемовский городской округ“ за счет казны муниципального образования “Артемовский городской округ“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100000 руб. 00 коп.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

КРАШЕНИННИКОВ Д.С.