Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.10.2007 по делу N А60-11775/2007-С2 В удовлетворении искового требования о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок судом отказано, поскольку целевое назначение земельного участка с момента его предоставления до момента государственной регистрации права федеральной собственности не изменялось, земельный участок не изымался и право федеральной собственности возникло еще до регистрации этого права.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2007 г. по делу N А60-11775/2007-С2

Резолютивная часть решения объявлена 01.10.2007.

Полный текст решения изготовлен 05.10.2007.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б. Ванина при ведении протокола судебного заседания судьей П.Б. Ваниным рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Администрации города Екатеринбурга

к Территориальному управлению Росимущества по Свердловской области,

третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, Государственное учреждение “Войсковая часть 7605“, Государственное учреждение Управление Уральского округа внутренних войск по Уральскому округу,

о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации,

при участии в заседании:

от истца - Е.Н. Нестеров, представитель, главный специалист юридического отдела, доверенность от 25.08.2006 N 01.1/50.2-19/1817,
удостоверение N 36,

от ответчика - А.В. Захарченко, представитель, доверенность от 02.07.2007 N АЛ-5221,

от третьих лиц: ГУ Управление УОВВ - И.Н. Герасевич, представитель, доверенность от 09.01.2007, удостоверение АА N 0213121; от ГУ “ВЧ 7605“ - С.В. Никитин, представитель, доверенность от 10.09.2007.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0401016:0009 площадью 1168 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 52а (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 66-01/01-248/2004-13).

В судебном заседании истец на требованиях настаивает.

Ответчик иск не признал по основаниям, указанным в отзыве. Третьи лица поддержали доводы ответчика и при этом пояснили, что земельный участок предоставлен для осуществления федеральных государственных функций.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

решением исполнительного комитета Свердловского городского Совета народных депутатов от 12.02.1991 N 49-ж Управлению внутренних войск МВД СССР по Уралу (правопреемником которого является истец) отведен в бессрочное пользование земельный участок площадью 2,85 га за счет частичного изъятия земель УКСа горисполкома в квартале улиц Московской - Шейнкмана - Малышева - Радищева под существующий военный городок войсковой части 7432 по ул. Шейнкмана, 54а и разрешены его реконструкция и расширение (в настоящее время на данном земельном участке расположена Войсковая часть 7605, далее - войсковая часть).

Довод истца о том, что земельный участок не был отведен, то есть не был предоставлен войсковой части в установленном порядке, судом не принимается по следующим основаниям.

В соответствии со
ст. 11, 84 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.), действовавшими на момент принятия решения исполнительного комитета Свердловского городского Совета народных депутатов от 12.02.1991 N 49-ж, земли предоставлялись в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока. Земельные участки в городах предоставлялись в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов.

Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.

Таким образом, решение исполнительного комитета Свердловского городского Совета народных депутатов от 12.02.1991 N 49-ж являлось на момент его принятия надлежащим правовым основанием для предоставления (отвода) земельного участка Управлению внутренних войск МВД СССР по Уралу.

Последующие изменения земельного законодательства Земельным кодексом РСФСР 1991 г., в том числе с многочисленными изменениями указами Президента Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации 2001 г. не могли изменить правоотношения, возникшие в силу регулирующего действия Земельного кодекса РСФСР 1970 г.

Содержание права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным на основании норм Земельного кодекса Российской Федерации 1970 г., не претерпело каких-либо изменений в связи с принятием более поздних актов земельного законодательства, тем более что указанное право ни одним из последующих актов земельного законодательства не признавалось недействующим и автоматически не прекращалось.

Между тем изменялись определение земельного участка как объекта гражданских прав, правила его индивидуализации и фиксации прав на него.

Возникновению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на
основании Земельного кодекса РСФСР 1970 г. не предшествовали процедуры индивидуализации земельного участка в том порядке, который существует в соответствии с требованиями Федерального закона “О государственном земельном кадастре“.

Вместо этого существовали обязательные процедуры выбора земельного участка, предварительного согласования места размещения строящихся либо реконструируемых объектов с обязательным подписанием соответствующих актов разрешающими и контролирующими органами. Завершающим актом, свидетельствующим об отводе, то есть предоставлении земельного участка, являлось в данном случае решение исполнительного комитета Свердловского городского Совета народных депутатов от 12.02.1991 N 49-ж.

На этом основании необоснованным является утверждение истца о том, что земельный участок не был отведен в 1991 г. Управлению внутренних войск МВД СССР по Уралу.

Дополнительным доказательством того, что земельный участок в установленном порядке предоставлен Управлению внутренних войск МВД СССР по Уралу, является то, что письмами от 26.05.1991 N 0302/160, от 14.09.1994 N 0104-3684, подписанными после принятия решения от 12.02.1991 N 49-ж, Главгорахитектура г. Екатеринбурга неоднократно обращалась к обладателю права постоянного (бессрочного) пользования с требованием ускорить процесс освоения уже отведенного, то есть предоставленного в установленном законом порядке, земельного участка.

Существенное и при этом определяющее значение при отводе земельного участка имело целевое назначение, для которого земельный участок предоставлялся, а именно для нужд обороны.

Земельный участок отведен в бессрочное пользование за счет частичного изъятия земель УКСа горисполкома в квартале улиц Московской - Шейнкмана - Малышева - Радищева под существующий военный городок войсковой части 7432 по ул. Шейнкмана, 54а, и разрешены его реконструкция и расширение.

Как следует из указанной формулировки, во-первых, настоящее решение узаконило фактическое землепользование военного городка войсковой части 7432 с правом его реконструкции, во-вторых, данным решением разрешено расширение границ
военного городка. Как уже указано выше, настоящее решение могло быть принято только на основании актов выбора земельного участка и согласования места размещения строящегося объекта. В противном случае такое решение не могло состояться.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона “О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации“ жилые помещения, здания и сооружения органов управления внутренними войсками, военных городков соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск, учебные объекты, находящиеся на них учебно-материальная база и технические средства обучения, а также оружие и боеприпасы, специальная и военная техника, иное материально-техническое имущество, табельные инженерные комплексы, используемые внутренними войсками для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются внутренним войскам в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона “Об обороне“ земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, по перечисленным выше обстоятельствам законным обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 66:41:0401016:0009, который сформирован по результатам его отвода на основании решения исполнительного комитета Свердловского городского совета народных депутатов от 12.02.1991 N 49-ж, является Государственное учреждение Управление Уральского округа внутренних войск по Уральскому округу.

Поскольку целевое назначение земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401016:0009 с момента его предоставления в 1991 г. до момента государственной регистрации права федеральной государственной собственности не изменялось, земельный участок не изымался у учреждения в порядке, установленном законодательством, указанный земельный участок правомерно внесен в реестр федерального государственного имущества.

В соответствии с
п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

В материалах дела имеется выписка из реестра федерального имущества от 23.03.2004 N АЛ-302, подтверждающая внесение спорного земельного участка в реестр федерального имущества.

Таким образом, право федеральной государственной собственности на спорный земельный участок возникло еще до регистрации этого права Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области.

Настоящее подтверждается также нормой ст. 6 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, в соответствии с которой права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

По перечисленным выше основаниям права администрации города Екатеринбурга не затрагиваются в результате регистрации права федеральной государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0401016:0009.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ администрация города Екатеринбурга вправе распоряжаться только теми землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Что касается спорного
земельного участка, то этот земельный участок к числу указанных земельных участков не относится. По признаку отнесения этого земельного участка к землям обороны право собственности на него принадлежит Российской Федерации. Администрация города Екатеринбурга такими землями распоряжаться не вправе и не относится к числу заинтересованных лиц, имеющих правовой интерес в предъявлении иска об оспаривании права федеральной государственной собственности.

Представленные истцом документы не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок был изъят у его правообладателя в установленном законом порядке. Представленный истцом технический паспорт на строение, расположенное на этом земельном участке, не подтверждает прав истца на это строение.

Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области также не представлены сведения о зарегистрированных правах муниципального образования город Екатеринбург на строения, расположенные на спорном земельном участке.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.

Третьим лицом - Государственным учреждением Управление Уральского округа внутренних войск по Уральскому округу - заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Данное заявление судом рассмотрено и отклонено.

Согласно п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик. Таким образом, третье лицо, не
заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, не может воспользоваться правом, которым по закону обладает сторона в споре, в данном случае ответчик.

По перечисленным обстоятельствам оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ВАНИН П.Б.