Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2007 по делу N А60-4924/07-С06 Поскольку заявителем соблюден порядок ликвидации, налоговому органу представлены все документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, предусмотренные ст. 21 Закона о государственной регистрации, суд посчитал требование о признании недействительным уведомления налогового органа об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, подлежащими удовлетворению.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 мая 2007 г. Дело N А60-4924/07-С06(объявлена резолютивная часть)16 мая 2007 г.“(изготовлен полный текст)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.Л. Гавриленко, при ведении протокола судебного заседания судьей О.Л. Гавриленко рассмотрел 8 - 16 мая 2007 года в судебном заседании материалы дела по заявлению Муниципального унитарного торгового предприятия “Мария“ к Инспекции ФНС России по Артемовскому Свердловской области о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии в заседании от заявителя - А.В. Дель, представитель, доверенность от 27.03.2007; от заинтересованного лица - О.М. Белозерова, представитель, доверенность N 07-13 от 16.04.2007.

Отвода составу суда не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены
процессуальные права. В судебном заседании был объявлен перерыв до 16 мая 2007 г. 14 час. 00 мин.

Муниципальное унитарное торговое предприятие “Мария“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции ФНС России по г. Артемовскому Свердловской области от 30.12.2006 N 02-12-8033@ об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, при этом ссылается на то, что МУТП “Мария“ не исполнена обязанность по опубликованию сообщения о ликвидации.

Рассмотрев материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

01.07.2003 постановлением Главы муниципального образования “Артемовский район“ N 677 было принято решение о ликвидации муниципального унитарного торгового предприятия “Мария“.

Учредителем юридического лица - Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования “Артемовский район“ 09.07.2003 за N 18/695 было направлено уведомление в Инспекцию МНС Российской Федерации по г. Артемовскому о принятии решения о ликвидации предприятия. Также в адрес Инспекции было направлено уведомление о принятии решения о ликвидации предприятия заместителем председателя ликвидационной комиссии МУТП “Мария“ Темченковым С.Б. (исх. N 65 от 11.07.2003).

Информационное сообщение о принятии решения о ликвидации предприятия было опубликовано ликвидационной комиссией в газете “Артемовский рабочий“ от 31.07.2003 N 31.

После окончания срока принятия претензий кредиторов (с 01.08.2003 по 30.09.2003) ликвидационной комиссией был составлен реестр кредиторов предприятия.

В Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом были внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (свидетельство от 08.12.2005 серии 66 N 000299246, свидетельство от 08.12.2005 серии 66 N 000299247).

Промежуточный ликвидационный баланс МУТП “Мария“ был составлен по состоянию на 31.12.2005
и утвержден решением учредителя предприятия в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа от 22.05.2006 N 84.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного муниципального унитарного торгового предприятия “Мария“ по форме N Р15003 направлено ликвидационной комиссией 30.05.2006 в адрес регистрирующего органа.

После составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия были произведены расчеты со всеми кредиторами.

22.12.2006 ликвидационной комиссией направлены документы в Инспекцию ФНС России по г. Артемовскому Свердловской области для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а именно: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.

Уведомлением от 30.12.2006 за N 02-12-8033@ Инспекция ФНС России по г. Артемовскому Свердловской области оставила документы, предоставленные для государственной регистрации, без рассмотрения в связи с отсутствием доказательств направления объявления в средство массовой информации - журнал “Вестник государственной регистрации“, учрежденное Приказом МНС России от 20.09.2004 N САЭ-3-09/508@.

Кроме того, регистрирующий орган указал председателю ликвидационной комиссии представить уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, подписанное органом, принявшим решение о ликвидации организации.

Полагая, что регистрирующий орган принял уведомление об оставлении документов без рассмотрения незаконно, нарушил тем самым права и законные интересы заявителя, МУТП “Мария“ обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Порядок ликвидации юридического лица регулируется нормами ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Как следует из материалов дела, оснований для оставления без рассмотрения документов, предоставленных для государственной регистрации, у регистрирующего органа
не имелось.

Ликвидационной комиссией поэтапно совершены все действия в соответствии с действующим законодательством (ст. 61 - 64 ГК Российской Федерации, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Решение о ликвидации предприятия от 01.07.2003 принято уполномоченным органом, поскольку согласно подпункту 19 ст. 20 Устава муниципального образования “Артемовский район“, действующего на момент принятия решения о ликвидации предприятия, к полномочиям Главы муниципального образования “Артемовский район“ относится принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий.

Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица в регистрирующий орган направлено учредителем 09.07.2003, ликвидационной комиссией - 11.07.2003.

Ссылка заинтересованного лица на то, что МУТП “Мария“ не уведомило регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации юридического лица по установленной форме, судом во внимание не принимается, поскольку противоречит ст. 20 Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, согласно положениям которой на орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, возложена обязанность уведомить регистрирующий орган в письменной форме, то есть законодатель предоставляет возможность уведомления регистрирующего органа в произвольной форме.

Утвержденная Правительством РФ форма предусмотрена для заявления, представляемого для государственной регистрации юридического лица (ст. 21 Закона о государственной регистрации).

Довод регистрирующего органа о том, что с момента вынесения определения о прекращении производства по делу о признании предприятия несостоятельным (банкротом) в отношении МУТП “Мария“ (определение Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2005 по делу N А60-30281/03-С4) положения, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, не действуют, судом отклоняется исходя из следующего.

Производство по делу прекращено на основании пункта 1 ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ в связи с удовлетворением всех требований кредиторов
предприятия.

Вместе с тем ликвидация предприятия началась с 01.07.2003, то есть до процедуры банкротства (решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2004 по делу N А60-30281/03-С4), соответственно после ее прекращения процедура добровольной ликвидации была продолжена.

Довод налогового органа о том, что им до процедуры банкротства не была внесена запись в единый государственный реестр записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации (запись внесена 08.12.2005), судом не принимается, поскольку отсутствие такой записи не исключает процесса проведения ликвидации.

Довод регистрирующего органа о неисполнении ликвидатором МУТП “Мария“ обязанности по опубликованию сообщения о ликвидации судом отклоняется, поскольку на момент принятия решения о ликвидации предприятия (01.07.2003) журнал “Вестник государственной регистрации“ еще не был учрежден, официальным органом печати муниципального образования “Артемовский район“ являлась газета “Артемовский рабочий“, в которой и было дано информационное сообщение о принятии решения о ликвидации предприятия (от 31.07.2003 N 31). Повторное опубликование сообщения нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с подпунктом “а“ п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предусмотрены случаи отказа в государственной регистрации. Закон не устанавливает случаи оставления документов без рассмотрения.

Учитывая, что заявителем соблюден порядок ликвидации, налоговому органу представлены все документы для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, предусмотренные статьей 21 Закона о государственной регистрации, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования муниципального унитарного торгового предприятия “Мария“ удовлетворить.

Признать недействительным уведомление Инспекции ФНС России по г. Артемовскому Свердловской области от 30.12.2006 N 02-12-8033@ об оставлении без рассмотрения документов,
представленных для государственной регистрации юридического лица МУТП “Мария“ в связи с его ликвидацией.

Обязать Инспекцию ФНС России по г. Артемовскому Свердловской области устранить нарушение прав и законных интересов муниципального унитарного торгового предприятия “Мария“.

Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Артемовскому Свердловской области в пользу муниципального унитарного торгового предприятия “Мария“ в порядке распределения судебных расходов госпошлину в сумме 2000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ взысканная по делу госпошлина подлежит уплате ответчиком добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении. При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного
апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

ГАВРИЛЕНКО О.Л.