Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2007 по делу N А08-2285/07-9 Администратором поступлений по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба РФ, в связи с чем зачет излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2007 г. по делу N А08-2285/07-9

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2007.

Полный текст постановления изготовлен 04.09.2007.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.07.2007 года по делу N А08-2285/07-9,

установил:

ИП С. обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по г. Белгороду, выразившихся в отказе произвести возврат 2700 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании ИФНС России по г. Белгороду возвратить излишне уплаченные страховые взносы.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 16.07.2007 г. заявленные
требования удовлетворены. Действия ИФНС России по г. Белгороду, выразившиеся в отказе произвести возврат 2700 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признаны незаконными. Суд обязал ИФНС России по г. Белгороду произвести возврат ИП С. указанной выше суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

ИФНС России по г. Белгороду не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание не явились ИФНС России по г. Белгороду, ИП С. и ГУ-УПФ РФ по г. Белгороду, которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.

На основании ст. ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей налогового органа, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Как видно из материалов дела, ИП С. 12.03.2007 г. платежными поручениями NN 39, 40, 42, 43 ошибочно уплачена сумма 2700 рублей на коды бюджетной классификации (КБК) 18210202010061000160 и 18210202020061000160, предназначенные для уплаты страховых взносов для предпринимателей, использующих труд наемных работников.

15.05.2007 г. ИП С. обратилась в ИФНС России по г. Белгороду с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2700 рублей.

Поскольку письмом от 18.05.2007 г. N 3123-10/42/746 налоговый орган отказал в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно
п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законом не установлено для органов Пенсионного фонда РФ.

Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также их возврата в иных случаях, помимо предусмотренного вышеуказанной нормой права, то такие правоотношения регулируются гл. 12 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 13 ст. 78 НК РФ установлено, что предусмотренные ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Факт излишней уплаты ИП С. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также наличие заявления плательщика на возврат указанной суммы подтверждены материалами дела и не оспариваются налоговым органом.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в возврате ИП С. 2700 рублей излишне уплаченных страховых взносов.

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 г. N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях представляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно Перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Указанная позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ и изложена в Постановлении от 05.09.2006 г. N 4240/06.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что администратором поступлений по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, в связи с чем, зачет (возврат) излишне уплаченных
денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.07.2007 г. по делу N А08-2285/07-9 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по г. Белгороду без удовлетворения.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 16.07.2007 года по делу N А08-2285/07-9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по г. Белгороду без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.