Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.03.2007, 20.03.2007 по делу N А60-2314/2007-С6 Требования о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование удовлетворены, поскольку оснований для отказа в проведении зачета страховых взносов, излишне зачисленных в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в счет страховых взносов, подлежащих зачислению на выплату страховой части трудовой пенсии, у налогового органа не имелось.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 марта 2007 г. Дело N А60-2314/2007-С6изготовлен полный текстрезолютивная часть объявлена“20 марта 2007 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой при ведении протокола судебного заседания судьей В.В. Окуловой рассмотрел в судебном заседании 20.03.2007 дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Хелс Холдинг центр“ к Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Свердловской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Заречном Свердловской области о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа,
при участии в судебном заседании: от заявителя - А.Н. Устюгова, директор, протокол N 1 от 17.01.2005, Н.Г. Упорова, гл. бухгалтер, доверенность от 19.03.2007; от Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Свердловской области - О.С. Исакова, спец. юр. отдела, доверенность N 05-03 от 24.01.2007; от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Заречном - О.А. Гришина, вед. юрисконсульт, доверенность N 2 от 02.03.2007.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Определением от 22 февраля 2007 года дело назначено к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании.
В предварительном судебном заседании 20 марта 2007 года суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и с учетом мнения представителей участвующих в деле лиц в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, завершив предварительное судебное заседание, перешел к судебному разбирательству.
Общество с ограниченной ответственностью “Хелс Холдинг центр“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований) к Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Свердловской области (далее - инспекция), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Заречном Свердловской области (далее - управление) о признании незаконными действий должностных лиц инспекции, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в размере 24466 руб. Обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисленных на выплату накопительной части, в размере 24466 руб. в счет страховых взносов, подлежащих зачислению на выплату страховой части трудовой пенсии.
Инспекцией представлен отзыв на заявление, в котором налоговый орган просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие у налоговых органов полномочий по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Управление просит в требованиях заявителя к органу Пенсионного фонда отказать, считая, что обязанность по проведению зачета возложена на налоговые органы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
УСТАНОВИЛ:
общество по платежным поручениям N 1067 от 10.07.2006, N 1174 от 11.09.2006, N 1227 от 09.10.2006 перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ в общей сумме 2232 руб., направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии. Однако неверно указало код бюджетной классификации: 18210202010061000160 (для страховой части трудовой пенсии). Платежными поручениями N 1066 от 10.07.2006, N 1175 от 11.09.2006, N 1228 от 09.10.2006 общество перечислило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, в общей сумме 26698 руб. 01 коп. с ошибочным указанием кода бюджетной классификации 18210202020061000160 (по накопительной части трудовой пенсии).
17.10.2006 письмом от N 15/06 общество обратилось в инспекцию и в управление с заявлением о внесении изменений в карточку лицевого счета по страховым взносам в связи с неправильным указанием кодов бюджетной классификации по страховой и накопительной частям.
20.12.2006 письмом N 20/06 общество подало в инспекцию заявление о зачете излишне уплаченных страховых взносов в связи с ошибочным указанием в платежных документах кодов бюджетной классификации.
Письмами от 31.10.2006 N 04-24/16181 и от 29.12.2006 N 04-24/19917 инспекция отказалась произвести зачет на том основании, что страховые взносы не являются налоговыми платежами и не могут быть возвращены налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов, налоговый орган исходил из отсутствия у него полномочий по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
Учитывая изложенное, вывод налогового органа об отсутствии у него полномочий по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов не обоснован.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Согласно пунктам 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Наличие у ООО “Хелс Холдинг центр“ переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в размере 24466 руб. подтверждено материалами дела и представителями заинтересованных лиц не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отказа в проведении зачета страховых взносов, излишне зачисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в счет страховых взносов, подлежащих зачислению на выплату страховой части трудовой пенсии, у налогового органа не имелось.
Требования общества с ограниченной ответственностью “Хелс Холдинг центр“ подлежат удовлетворению. В удовлетворении заявления к управлению следует отказать, поскольку обязанность по проведению зачета страховых платежей возложена на налоговые органы.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требования общества с ограниченной ответственностью “Хелс Холдинг центр“ удовлетворить.
Действия должностных лиц Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Свердловской области, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, в размере 24466 руб. признать незаконными. Обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисленных на выплату накопительной части трудовой пенсии, в размере 24466 руб. в счет страховых взносов, подлежащих зачислению на выплату страховой части трудовой пенсии.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью “Хелс Холдинг центр“ в порядке распределения судебных расходов государственную пошлину в сумме 2000 руб.
В удовлетворении требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Заречном Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 ст. 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.
При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.
Судья
ОКУЛОВА В.В.