Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2007 по делу N А60-35797/06-С5 Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные налоговым законодательством, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение принято 14 февраля 2007 года, а не 2006 года.

14 февраля 2006 г. Дело N А60-35797/06-С5изготовлен полный текстрезолютивная часть объявлена“14 февраля 2006 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Л. Дегонской рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма “Диск“ к Инспекции ФНС России по г. Режу Свердловской области о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 52890 руб. 86 коп.,

при участии в судебном заседании: от заявителя - извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя; от заинтересованного лица - Руденко К.Г., начальник юридического отдела, удостоверение УР N 087885, доверенность от 11.01.2006 N 1.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Отвода судье не заявлено.

Представителю стороны разъяснены процессуальные права и обязанности.

Заявлений и ходатайств не поступило.



ООО фирма “Диск“ (далее - заявитель, налогоплательщик) просит обязать ИФНС России по г. Режу Свердловской области возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 52890 руб. 86 коп.

ИФНС России по г. Режу Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) возражает против удовлетворения заявленных требований. Заинтересованное лицо представило в суд отзыв, в котором изложило свою позицию.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, суд

УСТАНОВИЛ:

платежными поручениями от 19.06.2006 N Д-0005 и от 14.07.2006 N 008 заявителем при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ошибочно денежные средства в общей сумме 52890 руб. 86 коп. были перечислены на выплату накопительной части трудовой пенсии вместо страховой части, что привело к переплате страховых взносов в бюджет на выплату накопительной части трудовой пенсии.

06.09.2006 ООО фирма “Диск“ обратилось в ИФНС России по г. Режу Свердловской области с заявлением на возврат платежей из бюджета на расчетный счет (на зачет переплаты в уплату других налогов) с просьбой перечислить уплаченные суммы в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.

Письмом от 08.09.2006 N 07-10 и отказом от 08.09.2006 N 94 Инспекцией ФНС России по г. Режу Свердловской области отказано заявителю в зачете (возврате) страховых взносов со ссылкой на невозможность такого зачета (возврата) ввиду отсутствия у налогового органа такого права.

Как указал в судебном заседании представитель заинтересованного лица и подтверждено материалами дела, у заявителя имеется переплата по страховым взносам в сумме 52890 руб. 86 коп., за возвратом которой он обращался в налоговый орган.

В судебном заседании представитель налогового органа ссылается на отсутствие у налоговых органов правовых оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов ввиду того, что страховые взносы не являются налоговыми платежами, а также ввиду того, что орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, законом не определен.

Суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.



Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Пунктом 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В соответствии с пунктом 13 статьи 78 Кодекса правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При этом согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 указанного Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Из изложенного следует, что обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов возложена непосредственно на налоговый орган.

Судом установлено, что у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 52890 руб. 86 коп., за возвратом (зачетом) которой он обращался в налоговый орган.

Заинтересованное лицо оставило заявление без исполнения, сославшись на письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 05.07.2004 N 05-0-09/20.

Суд отмечает, что данное письмо не носит нормативного характера и не изменяет порядка возврата излишне уплаченной суммы налога (сбора), установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, предъявленные к ИФНС России по г. Режу Свердловской области требования заявителя о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно статье 78 Налогового кодекса РФ правомерны.

Довод заинтересованного лица о том, что страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, судом не принимается как основанный на неверном толковании норм права.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для отказа заявителю в возврате суммы излишне уплаченных взносов, следовательно, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требования ООО фирма “Диск“ удовлетворить полностью.

Обязать Инспекцию ФНС России по г. Режу Свердловской области возвратить ООО фирма “Диск“ излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 52890 руб. 86 коп.

Взыскать с ИФНС России по г. Режу Свердловской области (место нахождения: 623750, г. Реж, ул. Красноармейская, 18, ИНН 6628002000) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2086 руб. 73 коп.

Возвратить ООО фирма “Диск“ из федерального бюджета государственную пошлину по делу в сумме 1587 руб., уплаченную платежным поручением от 30.11.2006 N Д/0029.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение, в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ взысканная по делу госпошлина подлежит уплате ответчиком добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Судья

ДЕГОНСКАЯ Н.Л.